Джаз давно и уверенно пробивается на сцены столичных театров. Сначала джазовыми импровизациями разбавляли музыкально-театральные вечера ("Ермоловский джаз" в Театре Ермоловой), потом потихоньку свободные ритмы начали внедрять в комедии ("Джаз-комедия" в Губернском театре), а когда "музыка для умных" вдруг обрела популярность у "белых воротничков", что скупали и скупают билеты в джаз-клубы на месяц вперед, режиссеры подумали: а не замахнуться ли на Уильяма нашего Шекспира.
И вот уже джазовые импровизации звучат в "Гамлете" Антона Яковлева в "Ленкоме", а до этого там же Алексей Франдетти в джазе разыграл "Маленькие трагедии" Пушкина. Моцарт свинговал на фортепиано, да при том в самом натуральном кабаре!
И вот - новый поворот в истории джаза. Под звуки музыки легендарного Александра Цфасмана в Театре Кукол Образцова заживут герои не менее легендарного Корнея Чуковского.
"В звуки джаза превратится жужжание и стрекотание букашек-таракашек в спектакле "Муха-Цокотуха", - раскрыли в театре некоторые секреты предстоящей громкой премьеры.
"Обращение к творчеству Александра Цфасмана - очень важное, смыслообразующее решение. Родоначальник советского джаза, композитор, инструменталист, он сделал джаз частью нашей культуры, - рассказывает "РГ" режиссер спектакля Владимир Беркун. - Кстати, в его творчестве мы стараемся брать не самые узнаваемые номера, а вернуть к жизни что-то забытое".
Как удалось выяснить "РГ", сочинения Цфасмана прозвучат в оркестровке одного из самых востребованных джазовых музыкантов - Петра Востокова. Кстати, он сегодня один из главных апологетов российского и советского джаза. И не исключено, что именно под влиянием Востокова и его Большого джазового оркестра в Театре Образцова родился тараканий бэнд - да, именно так будет называться та группа насекомых, под чей аккомпанемент своим позолоченным брюшком заблистает на сцене Муха-Цокотуха.
Кажется, скучно точно не будет. Да и какая скука, когда куклы играют джаз. По крайней мере, когда куклы в том же театре рубили рок - спектакль "Алисы в Стране чудес" с Евгением Маргулисом в главной роли - зрители забывали даже дышать, не то что зевать…
Но новый спектакль Театра Образцова берет не только музыкой. Художником театрального воплощения любимой сказки стала Евгения Шахотько. Она вдохновилась мультипликационным персонажем Мухи-Цокотухи студии "Союзмультфильм" 1976 года (режиссер Борис Степанцев) и придумала, как перенести действие в театр кукол.
Будут большие тростевые куклы, куклы-марионетки, перчаточные куклы, а также ростовая кукла - у нее, кстати, особая роль.
Пространство спектакля создано в традиции Образцова, чтобы кукла жила и действовала не в плоскости, а в перспективе. В спектакле четыре плана, четыре ширмы, чтобы зритель точно поверил в реальность сказки.
Удивит спектакль и интересной трактовкой главного героя. По версии создателей, Паук побежден Искусством. Впрочем, учитывая, какие имена в программке спектакля - не сдаться Искусству у мира насекомых шанса не было.
И все же, что всем этим джазом хотели сказать образцовцы? "Это будет спектакль о том, что каждый волен делать свой выбор и держать за свой выбор ответ".
Что ж, советским мэтрам Чуковскому и Цфасману такая трактовка пришлась бы по вкусу. Придется ли кукольный джаз по вкусу зрителям - узнаем на премьере 22 ноября.