По словам президента Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Владимира Родионова, причина этого в том, что в городе не так много оборудованных причалами набережных - в основном для швартовки речных судов, для посадки и высадки пассажиров используются плавучие причалы, понтоны и дебаркадеры. "А с учетом того что в последнее время растет и количество маломерных судов, которые также занимаются пассажирскими перевозками, дефицит и дальше будет только расти. Если сейчас в городе более 150 причальных сооружений, то число пассажирских судов, работающих на экскурсионных прогулочных маршрутах, приближается к тремстам. Это значит, что должна расти инфраструктура и открывать надо не по одному причалу в год, а намного больше", - считает Владимир Родионов.
С ним соглашается руководитель проектов в компании "STEP.Транспортные решения" Георгий Фролов, который полагает, что потенциал у речного туризма в городе на Неве огромный, но его развитию мешает нехватка береговой инфраструктуры, которая не успевает за турпотоком, - "метеоры" и "кометы" сегодня вынуждены ютиться на небольших пятачках в центре Петербурга, что создает массу проблем.
Что делать? Отвечая на этот вопрос, эксперт замечает, что хотя Нева и большая, но почему-то все туристы копятся на паре-тройке причалов у Адмиралтейства и Эрмитажа. При этом за 20 лет в небытие канули как Речной пассажирский порт, находившийся в Невском районе, так и туристические причалы в районе Тучкова моста. Эксперт уверен, что это вполне естественный процесс, так как у водного транспорта в Петербурге достаточно сухопутных конкурентов: в Петергоф, Кронштадт или даже Шлиссельбург гораздо дешевле, а часто и быстрее добираться на автобусе или поезде. В итоге конкурентоспособными остались только популярные у туристов локации, где их большое количество обеспечивает рентабельный уровень пассажиропотока.
"На мой взгляд, единственный способ эффективно "растянуть" туристов по береговой линии, - начать ее активное развитие и преобразование. Даже вполне в центре города: на Дворцовой, Кутузова, Английской набережных, набережных Васильевского острова или Петроградской стороны туристу просто нечего делать. Он не будет гулять вдоль автомобильных дорог, в которые превращены городские набережные, да и там почти нет центров притяжения. Преображение городских набережных и развитие новых центров притяжения вдоль них - одна из возможностей .распределения. мест отправления туристов и горожан в речные и морские круизы", - полагает Георгий Фролов.
По его мнению, новыми точками притяжения для речных маршрутов могут стать набережные Малой Невы, где планируется создание единого пешеходного маршрута от Петропавловской крепости в направлении Финского залива, стадион "Петровский", которому тоже прочат общественное будущее, или набережная у "Газпром-Арены". Также эксперт полагает, что этот причал мог бы играть даже особую роль в обслуживании "Лахта-центра", подвозя часть его гостей к свободной в обычные дни станции метро "Зенит". Он уверен, что такой причал будет интересен и для туристов, так как он имел бы самую удобную и быструю пересадку на самую "туристическую", идущую под Невским проспектом, ветку метро.
В Смольном, судя по всему, проблему нехватки причалов осознают и пытаются решить по мере сил. По словам Владимира Родионова, в Петербурге с 2015 года работает программа "Городские причалы", хотя, по его мнению, она развивается не так интенсивно, как того хотелось бы. Эксперт считает, что главная причина этого кроется в нехватке бюджетного финансирования, выделяемого на эти цели.
Другая проблема - улучшение качества причалов и переход на новые стандарты обслуживания пассажиров. Эксперты отмечают, что если раньше была нормальной ситуация, когда люди стояли "хвостиком" на набережной, а по улицам города за туристами бегали промоутеры, которые хватали людей за руки, предлагая приобрести билеты на экскурсии "по рекам и каналам", то сегодня такая ситуация недопустима. По словам Владимира Родионова, проблему можно решить, если на причалах выделить кассовые зоны, зоны посадки пассажиров, небольшие летние кафе. Однако по требованию КГИОП на плавучем сооружении можно установить только один павильон.
В свою очередь, директор по развитию компании "STEP.Транспортные решения" Алексей Смирнов считает, что в Петербурге к вопросу удовлетворения спроса со стороны субъектов речного транспорта на объекты причальной инфраструктуры нужно подходить комплексно, и предлагает свое решение проблемы. По мнению эксперта, для начала надо понять, какие типы причалов пользуются наибольшим интересом, кто и где швартуется. Он также отмечает, что даже при условии того, что большая часть построек, включая набережные, в центре относятся к архитектурным памятникам и оберегаются, городские власти могут организовать речную транспортную систему на должном уровне без нанесения ущерба охраняемым объектам и обеспечить как туристов, так и перевозчиков необходимой инфраструктурой. К слову, Петербург недавно возглавил рейтинг туристических городов, расположенных на больших реках. В число наиболее популярных развлечений традиционно вошли водные ночные прогулки с разводкой мостов.