В Пекине с его населением 22 млн человек еще в 2011 году ввели систему лотереи автомобильных номеров, чтобы бороться с взрывным ростом количества автомобилей. С 2000 по 2011 год их количество там выросло с 2 до 5 млн. Дороги не выдерживали, город парализовали пробки.
Лотерея проводится два раза в год: в июне и в декабре. Не улыбнулась удача в этот раз? Ну что ж, подожди следующего. И так может длиться 12 лет подряд - именно столько ждал наш счастливчик (хотя бывает и больше). Он уже и забыл, что когда-то (еще в 2012 году) подавал заявку, а тут неожиданно пришло СМС. Мол, поздравляем, дорогой товарищ, вы получили невероятную возможность стать автомобилистом!
Но и это еще не конец истории. Выигравший в лотерею имеет право купить автомобиль в течение года. Не успел или денег не накопил - оно сгорает. При этом годовая квота сегодня предусматривает выдачу не более 100 тыс. номеров: 20 тыс. для бензиновых моторов, а 80 тыс. для электромобилей. Кроме того, власти Пекина потребовали, чтобы каждый зарегистрированный автомобиль простаивал один день в неделю - конкретный день определялся его номерным знаком.
Предприимчивые граждане ради обхода ограничений придумали регистрировать свою машину за пределами города - в ближайших к Пекину регионах, чтобы избежать многолетнего ожидания. Но в 2019 году администрация закрыла эту лазейку, ограничив для таких автомобилей количество возможных проездов по городу до 12 раз в год. Каждое разрешение действует всего семь дней.
Политика ограничений на приобретение транспортных средств применяется еще в семи городах Китая, включая Шанхай и Шэньчжэнь. Администрация Пекина старалась повлиять на заторы на дорогах и загрязнение воздуха и другими способами, среди которых - введение парковочных сертификатов, 10-процентного налога на покупку машин, а также расширение общественного транспорта с одновременным снижением цен на проезд. Но именно введение лотерейной системы сократило выброс загрязняющих веществ, к чему тоже стремились власти.