Больше всего (44% средств) финансовые организации потратили в прошлом году на приобретение, адаптацию и интеграцию программного обеспечения (ПО). На закупку IT-оборудования ушло 21% бюджета, на доступ к данным и базы данных - всего 1% и еще меньше (0,4%) пошло на обучение сотрудников цифровым технологиям, говорится в исследовании аналитического агентства Холдинга Т1.
Рост инвестиций в цифровизацию объясняется "развернутыми и инициированными проектами" программных продуктов в страховом и банковском секторах и рекордными результатами банковского сектора, сказал управляющий директор вендора НОТА, заместитель гендиректора холдинга Кирилл Булгаков.
"По итогам 2024 года затраты компаний по сравнению с предыдущим годом могут вырасти в среднем на 10-20% и превысить 1 триллион рублей", - сообщил он.
Особое внимание отрасль уделяет инструментам защиты данных - их используют 93,1% компаний. Причем затраты на информационную безопасность составляют 32,3 млрд рублей - это всего 3,6% от общего объема затрат.
Финансовый сектор также активно переходит на российское специализированное ПО. В частности, уровень импортозамещения отраслевого прикладного ПО достиг 94,3%, а средств обеспечения информационной безопасности - 51,5%.
В цифровизации финсектора есть и проблемы. Во-первых, это нехватка специалистов для разработки и внедрения ПО. Во-вторых, инертность рынка. Многие компании по-прежнему пользуются иностранными решениями, несмотря на сложности с поддержкой и лицензиями. Однако за счет импортозамещения этот фактор постепенно сходит на нет, говорит гендиректор компании "Базис" Давид Мартиросов.
Также на рынке представлено много мелких игроков. С одной стороны, это конкуренция, а с другой - соперничающие компании разрабатывают похожие технологии. Соответственно, ресурсы и время тратятся неэффективно, что замедляет достижение технологического суверенитета.
"Оптимальным было бы существование не более четырех крупных игроков в каждом сегменте, которые консолидировали бы рынок вместо борьбы за место под солнцем", - считает Мартиросов.
Помимо этого заказчики привыкли к высокому качеству зарубежного ПО и ждут от отечественных продуктов того же. Однако западные вендоры долгие годы создавали полноценные экосистемы обучения, сертификации персонала и технической поддержки.
Тем не менее разрыв между западными и российскими продуктами сокращается, а инвестиции в развитие отечественных платформ постоянно увеличиваются, подчеркнул эксперт.