В Беларуси запустят речные перевозки при поддержке нижегородцев
Нижегородцы строят современные суда: от небольших катеров до пассажирских лайнеров. В области действуют и судоремонтные заводы, и предприятия обеспечены квалифицированными кадрами. "Компетенции нашего региона распространяются на судопроектирование, судостроение, ремонт и обслуживание. Главное, что мы сохранили всю цепочку подготовки кадров для судостроения: начиная от средних специальных профессиональных заведений до высших, готовящих инженеров и судоводителей", - отметил руководитель представительства Нижегородской области в Республике Беларусь Андрей Дудкин.
Речной вид транспорта самый дешевый, так что белорусская сторона видит прямые выгоды от реализации такого проекта. Общая протяженность крупных рек в Беларуси составляет 3,5 тысячи километров, тысяча из них - судоходные водные пути. "В государственной программе Беларуси обозначена задача к 2026 году увеличить в 10 раз возможности перевозок судами, и в этой связи с Минтрансом Беларуси мы договорились сотрудничать по трем ключевым направлениям", - отметил зампредседателя правительства Нижегородской области Игорь Зотов. Первое направление сотрудничества включает создание технического флота для нужд Беларуси, второе и третье - разработку транспортных и круизных судов.
Как рассказал Игорь Зотов, сейчас обсуждается закупка 10 судов и уже согласованы технические характеристики. Но нижегородцы планируют не просто поставлять транспорт, а вовлечь в кооперацию белорусские предприятия. В Пинске, например, можно сформировать кластер водного транспорта - там есть судостроительный завод, речной порт, эксплуатирующее предприятие "Днепробугводпуть".
Специалисты считают, что проект по увеличению возможностей судоходства принесет значительные преимущества для экономического развития регионов Беларуси и России.
Обсуждали участники встречи и другие направления сотрудничества. Стороны в целом заинтересованы в увеличении взаимных поставок продукции, развитии внутреннего туризма. Как отметил председатель Законодательного Собрания Нижегородской области Евгений Люлин, в этом году товарооборот Беларуси и Нижегородской области вырос на 8%. Нижегородцы совместно с белорусскими предприятиями производят трамваи "МиНиН" и лифты, строят новые планы сотрудничества.
Совместное заседание Совета делового сотрудничества Нижегородской области и Беларуси состоится 9 декабря. Стороны обсудят подробности проекта в развитии судоходства и подпишут ряд документов.
Кстати
В 2025 году XII Форум регионов Беларуси и России пройдет в Нижнем Новгороде
Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли:
- Партнерство России и Беларуси в направлении судоходства по внутренним водным путям РФ началось еще в 2022 году, когда в отношении обоих государств были введены санкции. Соглашение с Россией о сотрудничестве в сфере речных перевозок дало возможность Беларуси экспортировать свои товары в третьи страны в обход ограничений.
Сейчас планируется организовать более 40 новых экспортных маршрутов. Для этого построены и будут строиться новые белорусские терминалы в российских портах, обеспечена беспрепятственная перевозка грузов и пассажиров по внутренним водам.
Сотрудничество в сфере речных перевозок выгодно для обеих стран. Например, для России это возможность перевозить крупногабаритные и тяжеловесные грузы, такие как, например, строительный песок, щебень, благодаря высокой провозной способности и глубоководности речных путей Беларуси, а также - выгодной себестоимости транспортировки.
Для Беларуси партнерство с Россией в речных перевозках, помимо экспортных выгод, открывает новые возможности в сфере туризма.
Владимир Шастин, генеральный директор "Балтийской фрахтовой группы":
- Учитывая, что большая доля речного флота обеих стран - это советское наследие судостроения, появится необходимость возрождать заводы по производству собственных комплектующих и запчастей, что позволит практически полностью уйти от импортной зависимости. Для этого потребуются рабочие руки с обеих сторон. Создание совместных образовательных программ между Россией и Беларусью на базе морских и речных училищ позволит в обозримой перспективе влить в рынок новых специалистов, что является плюсом для обеих стран.
Технологически мы сможем модернизировать речной флот согласно мировым конвенциям, включая интеграцию всех экологических норм. Можно ввести интеграцию электронной картографии, что позволит постепенно уйти от бумажных карт. Это позволит получать обновленные данные о глубинах, что важно при перевозках реками. С учетом дружеских отношений между нашими странами вероятно мы сможем увидеть определенные послабления в законодательстве. Процедуры оформления судна перед выходом в рейс и по приходе в порты назначения ускорятся.
Подготовила Алена Узбекова