Такие дома есть во многих городах мира, и обычно они приковывают к себе внимание туристов. Москва не исключение, более того, у нас таких домов несколько. Как правило, это здания необычной формы - за счет острых углов под определенным ракурсом они кажутся плоскими. Причем это сложно назвать оригинальным архитектурным решением - к такой постройке обычно подталкивает необычная форма земельного участка. Именно так случилось с домом на Таганской площади, 1/2, стр. 2. Его построили незадолго до революции. Если смотреть на карту, то дом довольно сложной формы, но один его угол получился острым. Он и создает иллюзию. Причем помещения, расположенные внутри острого угла, получились крошечными и неудобными, хотя в них есть полноценные окна. При этом дом жилой.
Еще два похожих узких дома расположены на Пресненском Валу - там иллюзия тоже возникает из-за острого угла. А вот по-настоящему узкий дом стоит в Хохловском переулке. Узенькое двухэтажное здание (д. 18, стр. 3) с одного торца имеет ширину метра в полтора, а дальше расширяется.
Детский музыкальный театр юного актера на улице Макаренко построили в начале прошлого века, а для наших дней он стал тесноват. Проблему решили довольно стандартно - почему бы не надстроить архитектурный памятник? Но тут не просто надстроили, а три новых этажа сделали полным отражением нижних. В итоге, глядя на здание, возникает ощущение, что его верхнюю часть перевернули и поставили сверху на нижнюю.
"Несмотря на то что мы прибегли к довольно нетривиальному приему, лишь небольшое количество людей, которые будут всматриваться, смогут это заметить. С первого взгляда это абсолютно исторический фасад в исторической среде", - говорит автор проекта реконструкции архитектор Георгий Трофимов.
Уж если и называть какое-то здание странным, то это точно оно. Как вам "Пятерочка" в стиле постапокалипсиса? Увидеть ее можно на Грайвороновской улице, 19. Местные старожилы вспоминают, что стройку затеяли еще в 2000-е. Открыться там должен был развлекательный центр, он вроде бы даже работал какое-то время. Но после здание стало небольшим районным торговым центром - с супермаркетом, ремонтом телефонов, пунктами выдачи заказов и т.д.
Архитектура при этом осталась прежней - фасад будто окутали огромные корни. Причем в темноте они зловеще подсвечиваются, так что кажется, будто это декорации фантастического фильма. Внутри, кстати, интерьеры многих помещений под стать, но не все они открыты для свободного доступа.
Если вы бывали у станции метро "Калужская", то наверняка обращали внимание на необычную башню - с маленькими окнами, а некоторые стены вообще глухие. Многие задаются вопросом: почему? Как жить и работать без окон? Дело в том, что в этой башне живут не люди, а документы - это здание Главархива Москвы. Бумагам свет противопоказан, так что здание изначально было задумано почти без окон. Рядом, кстати, стоит похожий дом - сложенный из бетонных плит огромный куб с крохотными окошками. Это тоже архив, только более старой постройки - еще 1970-х. Вокруг домов даже ходят легенды - то говорят, что их используют спецслужбы, то сплетничают, что там ведутся секретные научные разработки. Но правда куда прозаичнее. В архивы, кстати, можно попасть - там даже есть читальные залы.
Иногда Москву называют музеем конструктивизма - зданий, построенных в этом стиле, в городе и впрямь немало. Но это стоит особняком. Дом Моссельпрома на углу Калашного и Нижнего Кисловского переулков - памятник не только русского конструктивизма, но и авангарда. Эту постройку ценят и за архитектуру, и за панно на стене, где воспроизведен рекламный слоган "Нигде кроме, как в Моссельпроме" авторства Владимира Маяковского. Здание в свое время называли первым советским небоскребом, при этом в советское время его не построили, а достроили - стройка на этом месте по другому проекту началась еще до революции. Моссельпром расшифровывается как Московское губернское объединение предприятий по переработке продуктов сельскохозяйственной промышленности. Оно объединяло крупные фабрики и заводы пищевой отрасли, а для рекламы их продукции привлекало известных деятелей искусства.