Алена Алексеевна, решению о создании центра почти десять лет, а на реализацию отведено три года. Предстоит аврал? В чем была заминка?
Алена Даценко: Проект долгое время оставался только на бумаге. Сначала нам передали историческую часть здания. Его долгое время занимало медицинское учреждение. Создавать в одной части музей, а в другой оставить поликлинику - по меньшей мере странно.
Проектировщики из Санкт-Петербурга выполнили эскизы, но мы столкнулись с тем, что здание нам передано без должного оформления. Потребовалось время, чтобы распутать юридический клубок, найти подходящее здание для поликлиники, провести там ремонт, чтобы освободить весь комплекс. Наконец, в начале весны этого года все спорные вопросы были урегулированы.
Создание современного выставочного пространства с использованием памятника архитектуры - технологически сложная задача, прежде всего в плоскости инженерных коммуникаций. Мы ожидаем результатов конкурса и получения проектно-сметной документации. Контроль за этим будем вести совместно с Эрмитажем.
Юридически это будет филиал музея?
Алена Даценко: В СМИ произошла путаница понятий. Эрмитаж всегда подчеркивает, что не собирается создавать филиальную сеть, как другие музеи, например, Третьяковская галерея. По мысли Михаила Пиотровского и его команды, центры-спутники Эрмитажа "заземляются" на базе действующих художественных музеев, усиливая их работу.
Я побывала во всех центрах. Где-то строили новые здания, где-то отреставрировали исторические, но везде гармонично сосуществуют коллекции региональных музеев и выставки, которые привозит Эрмитаж. При этом все управление в ведении регионалов. Это помогает расширить штат, дает больше возможностей для роста, формирования реставрационных школ на базе центров. По-настоящему партнерские отношения. Так что центр "Эрмитаж - Владивосток" будет в оперативном управлении Приморской картинной галереи. А средства на его содержание запланированы в бюджете края. Эрмитаж предоставит нам экспонаты из своей богатейшей коллекции. Как часто? Один или два проекта в год. На Дальнем Востоке очень непростая ситуация с логистикой.
В чем сложность?
Алена Даценко: Коллегам на западе страны попроще - можно отправить экспонаты специализированной автоперевозкой, а к нам - только самолетом. Можно, конечно, и автотранспортом, но это очень непросто и дорого. Выручают широкофюзеляжные лайнеры, которые летают из Москвы и Санкт-Петербурга, туда можно загрузить ящики определенного размера.
А на Дальнем Востоке отправить выставку в соседний регион - серьезная проблема. Мы не можем перевезти картины размером более одного метра (по высоте), так как самолеты на межрегиональных рейсах небольшие. Иногда приходится отправлять экспонаты на тот же Сахалин или в Якутию… через Москву.
На сопке Орлиная строится большой концертно-выставочный комплекс. На презентациях шла речь о размещении там филиалов Музея Востока, Третьяковки, Русского музея и Эрмитажа. На одной из презентаций вы говорили, что там будет место для вашей галереи и для реставрационных мастерских. Это так?
Алена Даценко: Концепция музейной части проекта обсуждалась долго и, на мой взгляд, еще не обрела законченный вид. Там точно разместится филиал Третьяковской галереи. Музей искусства народов Востока и Русский музей на момент разработки концепции выставочного центра были готовы представлять свои выставки. А Эрмитажу достаточно одного закрепленного за ним выставочного зала, который, по решению Михаила Пиотровского, будет в оперативном управлении Приморской картинной галереи.
Мы хотим получить в этом комплексе на Орлиной выставочный зал, нам катастрофически не хватает площадей. Мечтаем представить развитие и становление искусства в Приморье за 100 лет! Кроме того, формат работы музеев поменялся, нужны библиотеки, кафе, чтобы посетители могли обсудить увиденное на выставке. Это сегодня нормальная практика.
Наш зал в проекте был, а потом исчез… Нам объяснили: проект федеральный, а мы - региональный музей. Ситуация нестандартная, но решаемая, нужно найти правильный формат. В последнем варианте проекта такой зал на 300 квадратов появился. Полтора года назад нас попросили сделать техническое задание на оснащение помещения хранения и залов Эрмитажа с картинной галереей. Поскольку это большой комплекс, нужен некий орган - совет, чтобы совместно вырабатывать выставочную программу на перспективу.
А что с будущим реставрационным центром?
Алена Даценко: В центрах Эрмитажа в Севастополе и Калининграде не предусмотрены реставрационные центры, а для нас это очень важно. Мы десять лет проводим мастер-классы в рамках Дней Эрмитажа во Владивостоке, приглашаем реставраторов из различных музеев ДФО, а их очень мало в макрорегионе. Реставраторов по живописи на весь Дальний Восток семь или восемь человек. Очереди на реставрацию в столичных центрах - на годы вперед. Надо формировать свою школу, создавать учебные программы.
Меня очень волнует организация реставрационного центра в комплексе. По мнению руководства Третьяковской галереи, он должен быть в структуре ее филиала. На наш взгляд, это не очень логично, ведь там будет только их выставочная площадка. Центр должен быть автономным, под независимым управлением.
Вообще, идея создания в комплексе реставрационного центра появилась благодаря Эрмитажу и картинной галерее, а обрела воплощение в проекте благодаря Михаилу Пиотровскому. Нужны обсуждения и решение Министерства культуры РФ, поскольку это глобальный федеральный проект. Нашу идею создания такого центра на Дальнем Востоке поддерживает Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря.
План этого года по выставкам галерея уже выполнила?
Алена Даценко: 16 ноября откроем выставку "Василий Поленов. Семья художников". В экспозиции будут произведения из десяти музеев России, в том числе из Третьяковской галереи, Русского музея, Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д. Поленова.
На выставке покажем его знаковое полотно "Христос и грешница", которое занимает в Русском музее целую стену, а уменьшенная авторская копия кисти Поленова хранится в Иркутском областном художественном музее имени В.П. Сукачева. Представим раннее творчество художника, пейзажи, портреты, работы его сестры Елены - кстати, прекрасного графика.
А ведь Поленов писал и музыку. Студенты Приморского краевого колледжа искусств исполнят его произведения на открытии выставки. Будет много интересного. Приходите!