Акция продлится три месяца, предполагается, что за это время пользователи раскусят все прелести "цифры" и будут оплачивать проезд преимущественно через QR-код. О том, зачем ввели новую систему, как люди ее восприняли и какие она успела вызвать проблемы, рассказывает корреспондент "РГ" в Екатеринбурге.
Обычная стоимость билета в городе - 33 рубля, а для тех, кто платит QR-кодом, - всего 20.
По подсчетам мэрии, к Новому году благодаря эксперименту горожане смогут все вкупе сэкономить более 24 миллионов рублей.
Схема проста: в салонах трамваев и автобусов наклеили таблички с QR-кодом. Наведя гаджет на картинку, пассажир может рассчитаться за поездку по системе быстрых платежей.
Наведя гаджет на картинку, пассажир может рассчитаться за поездку по системе быстрых платежей. Главный смысл в том, что при такой схеме уже не требуется кондуктора, взывающего раскошелиться и готового дойти до каждого. По расчетам местных властей, кроме упрощения самого процесса оплаты "цифра" позволит решить проблему жесткого кадрового дефицита обилечивающих сотрудников.
На нехватку персонала автотранспортные предприятия жалуются уже который год, и проблема с кадрами становится все острее. По данным мэрии, только в муниципальной компании "Гортранс" сейчас вакантно 60 процентов ставок кондукторов. Отказаться от билетеров совсем, несмотря на имеющиеся новые технологии, транспортники пока не могут. Даже когда в Екатеринбурге начали ходить современные автобусы с установленными в салоне терминалами оплаты по картам, в них все равно оставили бдить за пассажирами ревизоров. Да и за наличные деньги еще катается немало пассажиров. Кому-то же они должны иметь возможность заплатить за проезд.
Но в идеале оплата через терминалы и QR-коды в обозримой перспективе позволит обходиться без кондукторов. Пока же именно вопрос контроля стал главным камнем преткновения в проводимом эксперименте и едва не привел к саботажу транспортников. Частные перевозчики поначалу наотрез отказались от применения QR-кода, назвав цифровые технологии "вольницей для зайцев".
"Пассажир может только делать вид, что оплатил проезд телефоном, а на самом деле будет кататься бесплатно, а для отчета кондуктору просто показывать неясную картинку на смартфоне. Поэтому сумма "недовоза" будет существенная, ведь контроля за онлайн-оплатой никакого, - объясняли автоперевозчики свое сопротивление новациям.
На передовой - в салонах автобусов - страсти кипели еще горячее. Едва не доходило до рукопашной: кондукторы заклеивали QR-коды плакатами, а то и вовсе грозились не пускать в салон пассажиров, желающих купить билет онлайн.
Борьба пассажиров за право пользоваться QR-кодами продолжалась почти неделю. Пока в мэрии не уговорили всех перевозчиков подключиться к эксперименту. Транспортников убедили, что новшество не повлечет потерю доходов: разницу в стоимости билетов обещали компенсировать, а также не штрафовать контролеров за то, что они не уследили за "зайцами" в салоне. Прониклись и кондукторы: самые находчивые наклеили код на бейджик и повесили на грудь, олицетворяя собой живых носителей современных технологий.
Пассажиры с первых дней введения новшества, стали довольно активно подключаться к системе. Первыми, конечно, - молодые и продвинутые. Вскоре QR-кодами заинтересовались и люди старшего возраста: все-таки соблазн заплатить на треть дешевле довольно быстро мотивирует преодолевать технологические "зажимы". В конце концов, ведь и переход на оплату карточкой проходил когда-то не так гладко.
Несмотря на разгоревшиеся страсти и неоднозначное отношение к новшеству, введение цифровой оплаты за проезд для полуторамиллионного Екатеринбурга, по мнению экспертов, - процесс жизненно важный. И дело не столько в моде на современные технологии. Он позволит исключить теневые денежные потоки и сделать прозрачными доходы от общественного транспорта. Чтобы в администрации точно знали: сколько городская казна может заработать на пассажирах. Ведь с августа нынешнего года в Екатеринбурге запустили транспортную реформу, которая предполагает переход на нетто-контракты с перевозчиками. По новой системе все доходы от оплаты проезда должны поступать напрямую в бюджет, а компании начнут получать из казны выплаты за пройденные автобусами километры. По расчетам, реформа будет стимулировать перевозчиков выводить как можно больше машин на маршруты и сокращать время ожидания пассажирами транспорта на остановках.