Расскажите, каким получился марафон в этом году?
Дмитрий Тарасов: Я все еще пребываю в состоянии эйфории, поскольку в этот раз удалось провести самое большое мероприятие из всех, что мы организовывали - на старт вышло рекордное количество бегунов.
Мы впервые привезли большое количество профессиональных атлетов из-за рубежа - Марокко, Кении, Эфиопии, Китая. Помимо этого, мы пригласили для элитных спортсменов пейсмейкеров высокого уровня (прим. ред. это бегуны, которые задают темп на дистанции и помогают участникам финишировать с нужным результатом), которых нет у нас в стране. Задача таких спортсменов - обеспечить высокий результат победителей и/или призеров.
Также у нас есть отдельная программа пейсмейкеров для бегунов-любителей. Они ведут спортсменов по дистанции с нужным темпом, рассказывают о том, где будут подъемы, спуски, поддерживают морально.
Сделали паблик-токи (прим. ред. обсуждение с заданной темой), в рамках которых обсуждали развитие студенческой легкой атлетики, развитие бега в стране, рассказывали, как новичкам бежать свой первый марафон. Мы впервые сделали несколько аналитических передач: одна вышла перед марафоном, в ее рамках мы презентовали аудитории профессиональных спортсменов-участников забега, а вторая - уже после, во время нее мы подвели итоги, сделали аналитику прошедшего забега. Помимо этого, мы по традиции провели трансляцию марафона, но в этом году ее можно было посмотреть не только онлайн, но и впервые в истории забега в кинотеатрах пяти городов: Санкт-Петербург, Набережные Челны, Пермь, Екатеринбург и Нижний Новгород. И заплатить за это всего один рубль, скорее, просто за резерв места за собой.
Мы работаем на перспективу, увеличиваем аудиторию, наша основная цель - собрать на Московском Марафоне 50 тысяч человек, преодолевающих дистанцию в 42,2 километра. Это не такая уж нереальная цель. В этом году у нас было 6 тысяч новичков, которые зарегистрировались на дистанцию 42,2 километра. Прежде такого большого числа участников у нас никогда не было.
Насколько важна спонсорская поддержка для марафона? В чем она состоит?
Дмитрий Тарасов: Опыт наших зарубежных коллег показывает, что проводить крупный марафон без спонсоров невозможно. Очень важны партнеры-отели. Именно официальный отель дает ощущение сопричастности крупному событию, создает атмосферу. Здесь можно увидеть элитных спортсменов, которых раньше видел только по телевизору. Отель создает некое сообщество: люди съезжаются, многие семьями, общаются, тренируются. Это тоже важная часть марафона. К тому же сотрудники отеля всегда сориентируют, как добраться до нужного места, какие официальные мероприятия проходят.
Михаил Гитман: Поддержка философии здорового образа жизни - это одна из основных ценностей нашей компании. Вот уже 7 лет как длится наше постоянное сотрудничество с Московским Марафоном, и наша основная цель, чтобы оно проявлялась не просто отметкой в списке партнеров, а в конкретных, осязаемых вещах. Нам важно, чтобы спортсмены чувствовали, что они приехали на марафон не в тот момент, когда они пришли в Лужники за своим стартовым пакетом участника, а в момент, когда они только попадают в отель.
В этом году мы полностью забрендировали номера, в которых проживали участники, в стилистике марафона. Спортсменов встречали их же фотографии с прошлых забегов, у прикроватных столиков каждый мог найти открытку с вдохновляющим посланием, а стандартную надпись "не беспокоить" на дверных бирках мы дополнили текстом о подготовке к марафону.
Даже при заселении в отель люди могли почувствовать, что они приехали на марафон. На ресепшн их встречала кондитерская инсталляция с маршрутом марафона и знаковыми местами столицы, по которым он проходит. Лифты мы украсили высказываниями известных людей про бег.
Во время марафона отель становится точкой притяжения спортсменов из разных уголков земли, поэтому мы стараемся придумывать активности в отеле интересные абсолютно всем. Так, однажды мы организовали в панорамном зале отеля на Смоленской спортивную вечеринку Pasta Party. На ужине был представлен корнер, где абсолютно каждый желающий бесплатно смог затейпироваться фирменными тейпами нашей гостиничной сети. Участники мероприятия, также могли проконсультироваться с нутрициологом по спортивному питанию.
Как проявляется концепция здорового образа жизни в самом отеле? Какие еще инициативы вы поддерживаете?
Михаил Гитман: На постоянной основе мы поддерживаем марафоны и полумарафоны, но и сами участвуем в забегах. У нас есть сотрудники, которые каждый год достигают новые высоты, я и сам участвую в марафоне. Мы также видим, что год от года наша команда бегунов становится больше, причем не только в Москве. Это очень приятно! Помимо забега в столице, мы также поддерживаем Марафон "Белые ночи" в Санкт-Петербурге. Участвуем и как марафонцы, и как партнеры. В планах у компании собрать тройку Лиги марафонов БРИКС, став участниками Казанского Марафона.
Мы поддерживаем здоровый образ жизни не только в части спорта, но и осознанного потребления у наших гостей. Мы участвуем в экологической инициативе - проекте "Пластик - не мусор". В рамках проекта был продуман специальный состав упаковки и косметических принадлежностей из первичного сырья, полностью пригодного для переработки и повторного использования
Дмитрий, какие еще мероприятия для бегунов могут появиться в Москве?
Дмитрий Тарасов: Мы планируем возобновить эстафету по Садовому кольцу. Это одно из престижных соревнований советского времени. Эстафете 100 лет, ее начали проводить в 1922 году, и даже во время Великой Отечественной войны эта традиция не прерывалась.
В следующем году, если все сложится, мы с помощью Союза любителей бега сможем ее возобновить.
Вы чувствуете, что состав участников меняется? Привлекает ли это событие внимание молодых?
Дмитрий Тарасов: Наша аудитория - это чаще всего люди в возрасте 35-45, они составляют около половины аудитории. В основном, это жители Москвы и области, их около 80 процентов. Еще 20 процентов приезжают из других регионов России и других стран. Много участников приезжает из Татарстана. Есть участники из стран ближнего зарубежья, есть представители из Европы, Азии. Их количество может вырасти.
Сейчас проводится анкетирование, и в ноябре будут известны его результаты. Мы узнаем, бегунов какого возраста, профессий, уровня достатка у нас больше. В декабре сможем рассказать о результатах.
За счет создания Студенческой лиги легкой атлетики в марафоне участвует все больше молодежи. У нас есть отдельная программа работы с вузами, мы создаем беговые клубы в институтах и университетах. Это позволяет нам вести диалог с городом, опираясь на эту аудиторию. К примеру, нам хочется, чтобы у беговых клубов в парковых зонах был свой "дом", где они могли бы с комфортом разместиться. А для бегунов созданы условия для бега. В некоторых парках сейчас невозможно бегать. Например, в Лужниках тысячи людей пытаются бегать в вечернее время, но трасса перегружена. Нужна городская беговая инфраструктура, как в Лондоне, Нью-Йорке. Для этого нужно соединить парковые зоны беговыми дорожками, поставить по маршруту туалеты, раздевалки - как это сделано в других странах. У главного архитектора Москвы есть проект развития беговой инфраструктуры. Но власти Москвы хотят знать, сколько людей бегает, какому количеству москвичей это интересно? Для этого и нужен Союз любителей бега и беговые клубы, чтобы эта категория спортсменов была заметна.
В Москве сейчас насчитывается около 700 беговых клубов, из них крупных около 300.
Михаил Гитман: Со своей стороны могу добавить, что с каждым годом событие все больше привлекает и тех, кто пока не готов пробежать марафон, но от всей души желает быть его частью. Речь о группах поддержки. На маршруте марафона уже несколько лет есть брендированная арка возле отеля. Каждый год там мы организуем свою группу поддержки, состоящую из волонтеров. Они заряжают бегунов, придумывают кричалки, делятся своим позитивом со спортсменами и другими болельщиками. В этом сообществе есть ребята, которые помогают нам не один год. Мы видим очень большой отклик. Многие буквально ждут возможности, чтобы присоединиться. И уже готовы поучаствовать в следующем году.
Насколько марафон получился интересным для зрителей? Сколько их было?
Дмитрий Тарасов: Около 100 тысяч человек. По всей дистанции у нас много локаций для зрителей - это компании, спонсоры, болельщики команд, беговые клубы.
Ярким событием является сопутствующая марафону традиционная спортивная выставка. Многие производители специально к этому события выпускают лимитированные коллекции, к примеру, кроссовок, которые нигде больше не будут продаваться. Есть также другая экипировка, услуги, связанные со спортом, питание. Участникам нередко предоставляются большие скидки. Всего в этом году в выставке приняли участие 94 экспонента.
Еще здесь есть стена с именами марафонцев, для многих это важно - оставить на ней свое имя, стена пользуется большой популярностью.
Михаил, ваш отель тоже принимает участие в выставке?
Михаил Гитман: Мы участвуем каждый год, традиционно вдохновляя бегунов и группы поддержки в стартово-финишном городке. Подготовка к этому мероприятию - одно из самых интересных и, я бы даже сказал, будоражащих событий для нашей команды. Мы ставим не просто брендированный шатер для гостей с разными активностями, под каждый марафон мы придумываем определенную тему. Этот забег, например, прошел под лозунгом "AZIMUT Согревает".
В дни проведения забегов на для спортсменов и болельщиков работала наша уютная лаунж-зона под открытым небом, где можно было отдохнуть с чашкой ароматного чая из согревающего чайного бара. Настроение и энергию на станции поддерживали DJ и ведущий. Все желающие могли присоединиться к веселой разминке, принять участие в конкурсах с розыгрышами и квизе, а еще - сделать веселые фотографии с огромным кубком отеля.
В нашем шатре работала фотозона с моментальной печатью, чтобы сохранить теплые воспоминания о спортивном празднике. Особенное зеркало, расположенное рядом, помогало правильно настроиться на фотосессию.
Дмитрий Тарасов: Еще в этом году мы впервые провели автопати вместе с беговым клубом "Пыльные гантели". Это было большое официальное мероприятие на смотровой площадке на Воробьевых горах.
Развитию каких сфер экономики помогает марафон?
Дмитрий Тарасов: Совершенно разных, связанных с производством экипировки, инвентаря, беговым туризмом. В Нью-Йорк, например, в дни марафона приезжает около миллиона человек. Это только участники и болельщики. А это загрузка кафе, ресторанов и гостиниц - большой экономический эффект.
Михаил Гитман: Мы тоже заметили, что в дни проведения марафона, отель загружен больше обычного.
Дмитрий Тарасов: Некоторые производители кроссовок на этом марафоне зарабатывают 6-7 миллионов долларов. Статистика показала, что Марафон "Белые ночи" в Санкт-Петербурге принес бюджету города 790 миллионов рублей - это суммарный экономический эффект. По Московскому Марафону мы тоже проведем такие оценки, чтобы показать какой эффект он дает экономике.
Чтобы повышать уровень наших марафонов, привлекать больше участников и болельщиков, в том числе из-за рубежа, нам необходимо объединяться. Поэтому Московский Марафон стал учредителем и сооснователем Лиги марафонов БРИКС. Сейчас в нее вошли три российских марафона, которые проходят в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. В наших планах привлечь в лигу крупнейшие марафоны других стран БРИКС. Мы встречались с их представителями, начали обсуждение этой инициативы, и ждем, что на саммите БРИКС в Казани вернемся к дискуссии.