Вузы сегодня оказались в зоне турбулентности не только из-за геополитической ситуации, когда Россия разворачивается с Запада на Восток, меняются векторы международного взаимодействия и сложно предугадать, что будет завтра. Трансформируются и подходы к высшему образованию: вместо бакалавриата вводят базовое и специализированное образование, внедряют новые специализации и дополнительное профессиональное образование, чтобы наконец-то развернуться лицом к бизнесу и попытаться решить проблему кадрового дефицита.
Кроме того, государство ставит перед высшим образованием новые национальные цели: до 2036 года увеличить численность иностранных студентов в российских вузах не менее чем до 500 тысяч человек и обеспечить вхождение России в десятку ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок. А значит надо развивать более тесное трансграничное сотрудничество. В вузах активно внедряют искусственный интеллект (ИИ), до конца не осознавая, к чему это может привести. Уже сейчас преподаватели и программы антиплагиата не могут точно определить, кем написаны курсовые и дипломные - студентами или нейросетью.
- Перед вузами стоит задача обеспечить кадрами и научными разработками дальнейшее экономическое, технологическое, социогуманитарное развитие страны, - отметил ректор Алтайского госуниверситета Сергей Бочаров. - Поэтому вся система российского образования сейчас претерпевает изменения. Наш вуз не входит в число участников эксперимента по модернизации высшей школы, но мы по собственной инициативе трансформируем свою образовательную модель. Стараемся сочетать фундаментальное и прикладное обучение, активно сотрудничаем с бизнесом. Вовлекаем в эти изменения наших зарубежных партнеров через привлечение иностранных студентов, совместную реализацию научных проектов и программ академической мобильности.
А вот Томский госуниверситет входит в число шести российских вузов, на базе которых сейчас отрабатывают образовательную реформу. Но даже в этих университетах, по словам директора института образования ТГУ Елены Сухановой, пока точно не знают, куда должно идти высшее образование.
- Камнем преткновения стали три болевые точки, - отметила она. - Первая: как выстроить уровни высшего образования и определить оптимальный срок обучения, чтобы уже после базового уровня наш выпускник выходил специалистом, готовым к трудовой деятельности. Мнения разделились, но многие эксперты сходятся в одном: для разных направлений подготовки и уровней квалификации должны быть программы с разной трудоемкостью и сроком обучения. Второй острый вопрос - как найти баланс между фундаментальностью и практикоориентированностью. У нас по-прежнему серьезный разрыв между тем, что ожидает рынок труда, и тем, кого выпускают вузы. Но если ориентироваться только на практику, то как развивать фундаментальные науки? Третья проблема: что положить в основу ядра высшего образования, единого для всех специальностей. Мы призываем все вузы участвовать в обсуждении и предлагать свои идеи. На наш взгляд, надо присмотреться к тем перспективным наработкам и лучшим практикам, которые уже есть в разных вузах. Многие из них вполне могут стать основой для трансформации.
Такого же мнения придерживается и проректор по развитию магистратуры Уральского федерального университета Наталья Андрейченко. Он уверена, что полностью рушить нынешнюю образовательную систему, которую вузы выстраивали больше двадцати лет, неразумно.
- Надо использовать все лучшее, что наработано за эти годы, и окажется, что у нас уже все есть для модернизации, - подчеркнула она. - Наш университет, находящийся в самом центре концентрации российской индустрии, может поделиться своими практиками работы с бизнесом. Предприятия сегодня не могут ждать пять лет подготовленных специалистов. Они нас просят: создайте такую систему, чтобы даже отчислившийся из вуза мог пойти на производство. Поэтому мы, используя возможности допобразования, допквалификации, онлайн-обучения, цифровых кафедр уже давно наращиваем объемы подготовки кадров, стыкуем академическую подготовку с профессиональной, трудовой. И создаем систему, чтобы каждый, кто у нас обучается, смог потом работать на производстве.
Алтайский госуниверситет поделился своим опытом в привлечении иностранных студентов и выстраивании сотрудничества в макрорегионе Большой Алтай и Центральной Азии. По словам ректора АлтГУ Сергея Бочарова, благодаря созданию Ассоциации азиатских университетов и научно-образовательного центра "Большой Алтай" в вузе сформирована развитая сеть партнерств и консорциумов, которые реализуют совместные научные и образовательные проекты с университетами Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана.
Еще один вызов, с которым столкнулись не только российские вузы, но и зарубежные, - это активное внедрение искусственного интеллекта во все сферы жизни. По мнению ответственного секретаря Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Татьяны Довгаленко, необходима адаптация образования, чтобы оно сохранило студентоориентированность при использовании ИИ, способствовало самореализации человека в цифровом обществе.
- В 2021 году генконференция ЮНЕСКО приняла рекомендации об этических аспектах ИИ, - напомнила Татьяна Довгаленко. - В документе удалось закрепить человекоориентированность при внедрении искусственного интеллекта. На всех этапах именно человек должен оставаться хозяином машины и иметь право вето на любые ее решения. На этом основан Российский кодекс этики в сфере ИИ, который уже поддержали 810 организаций из двадцати стран мира, в том числе ведущие российские вузы.
В чем польза и в чем опасность искусственного интеллекта в образовании? Вузы уже активно применяют цифровых двойников для визуализации презентаций, для того, чтобы читать лекции могли производственники, которые не обладают навыками спикера. Но, как утверждают эксперты, если использовать большую языковую модель, которая берет данные из сети, высока вероятность, что ИИ начнет генерировать несуществующую информацию - цифровые галлюцинации. Лучше использовать нейросеть, которая обучена на конкретных текстах либо может адсорбировать информацию и делать ссылки на первоисточники.
Андрей Комиссаров, руководитель ИИ направления Сберуниверситета:
- Сейчас быстро растет рынок ИИ-ассистентов и ИИ-тьютеров. Но я убежден, что в школе искусственный интеллект не нужен и даже вреден, поскольку мешает учителю. Он необходим дома, чтобы помочь ученикам усвоить материал. Таких ассистентов и тьютеров активно применяют и вузы. В них загружена только нужная информация, поэтому они не выдают галлюцинаций, а общаются в пределах загруженных знаний. Я, например, взял три года своих лекций, загрузил в нейросеть, и теперь мой цифровой двойник читает лекции, а цифровой фантом может отвечать на вопросы. Надо очень четко провести грань, где можно использовать ИИ в образовании, а где нет. Машине нельзя передавать функцию порождения новых идей - то, чего нет в учебнике и интернете. Это должен делать преподаватель. Нейросеть не может выступать в качестве ролевой модели. Ею может выступать только человек - своим поведением, своим примером. Но ИИ может заниматься с огромным числом студентов одновременно, причем в любое время, отвечая на индивидуальные вопросы. Правда, сразу возникает проблема с подтверждением знаний студентов. Традиционно это делали написанием курсовых и дипломных работ. Однако сейчас уже невозможно определить, сам ли студент писал или нейросеть. Значит надо переходить на устные экзамены, которые может принимать как преподаватель, так и ИИ.