По словам экспертов, даже притом что с рынка ушло множество конкурентов, запустить с нуля такое производство и обеспечить его маржинальность непросто. "РГ" узнала, благодаря и вопреки чему у местного бизнеса это получается.
История компании Liga Group началась в 2013 году в одном из гаражей Академического района Екатеринбурга, где собирались первые видеостойки - металлические конструкции со встроенным экраном. Сегодня линейка мультимедийного оборудования выросла до 220 единиц и включает информационные киоски, интерактивные столы, панели и трибуны, а площадь цехов достигла трех тысяч квадратных метров.
Уральцы не просто собирают корпуса (кстати, в них встраиваются российские материнские платы и процессоры), но и устанавливают собственное программное обеспечение. На выходе получается умное устройство, которое не уступает, а по некоторым характеристикам и превосходит импортные аналоги. Все это позволило компании войти в реестр отечественных производителей Минпромторга России.
- Основное направление нашей деятельности - цифровизация образования. Интерактивные панели заменяют школьные доски. По итогам прошлого года мы подошли к объему выручки в миллиард рублей, правда, все еще не можем говорить о прибыльности, - отмечает директор компании Алексей Лежнин. - Бизнес растет, портфель заказов полон, новые задачи постоянно проверяют компанию на прочность: дорогостоящая логистика, двойная оплата труда за переработки…
Уральский разработчик уверен: ниша на рынке мультимедийного оборудования обширна, она может вместить еще много отечественных компаний. Но, к сожалению, даже при грамотно выстроенной технологической политике уровень их изделий лет через пять будет сравним с популярными мировыми продуктами образца 2010 года. И одна из главных проблем - высокая себестоимость.
- Мы закупаем порядка 200 материнских плат в год, но даже при таком объеме закупочная цена одной платы - 85 тысяч рублей, а тот же Китай готов продать аналогичную за 15 тысяч. Но риск, что в итоге ты изготовишь не тот товар, который соответствует ожиданиям заказчиков, при этом достаточно высок, - считает Лежнин.
Жизнь производителям усложняют и недобросовестные конкуренты-перекупщики, которые сбивают цены на торгах, не неся при этом расходов на изготовление продукта.
Уральская компания "Лаборатория будущего" на протяжении нескольких лет выпускает беспилотные летательные аппараты. Предприятие серийно производит линейку дронов, используемых в гражданских целях: они осуществляют мониторинг лесов во время пожароопасных периодов, поиск людей, сопровождение сотрудников центра медицины катастроф, а также решают некоторые производственные задачи нефтедобывающих компаний. Например, беспилотник "Муха", оснащенный камерой и функцией автоматического возврата, доставляет с удаленных месторождений пробы черного золота.
- Другой дрон под названием "Муравей", имеющий большую грузоподъемность, прошел успешные испытания в Югре, где возил медицинские препараты на удаленные фельдшерско-акушерские пункты, - рассказывает руководитель коммерческого департамента Павел Камнев. - БПЛА не боится минусовых температур и позволяет экономно решать вопросы логистики.
Всего компания-резидент технопарка разработала и запатентовала более десяти моделей беспилотников. В месяц выпускают до ста единиц техники для конкретных заказчиков. Например, известный на Урале дрон "Канатоход" имеет шесть модификаций: он поддерживает мультипротокольную систему передачи данных, может чинить электрические сети без отключения электроэнергии и устойчив к обледенению.
- Все наши технические решения имеют патенты не только в России, но и за рубежом, в том числе в США, Австралии, Канаде. Причем наш патент отпугнул многих иностранных конкурентов - они передумали выходить на рынок, узнав, что мы первые, - говорит Камнев.
Рынок беспилотных авиасистем еще формируется, к заказчикам приходит осознание, для решения каких задач их можно применять. По прогнозу Камнева, в ближайшей перспективе производители начнут объединяться, сообща изыскивая лучшие технические решения. Но пока этого не случилось, каждый из них будет проходить свой путь, от поиска лучших комплектующих до выхода на крупных клиентов. Конечно, сложно конкурировать с производителями из КНР, где в день выпускают дронов больше, чем все российские компании за месяц. И все же постепенно наши компании научились делать продукцию такого же качества с меньшей стоимостью, отмечает Камнев.
- Мы прекрасно понимаем, почему инвесторы не спешат вкладываться в производство высокотехнологичного оборудования: это дорого и оно постоянно устаревает. Несмотря на это благодаря федеральной поддержке появляются новые предприятия. Если раньше все полетные контроллеры были импортными, то сегодня мы устанавливаем отечественные. Значит, завтра могут появиться и российские моторы, и камеры, - с оптимизмом смотрит в будущее производитель БПЛА.
Поставщик решений в области автоматизации и системной интеграции "ДАТА-ЦЕНТР Автоматика" еще два года назад запустил в прокатном цехе завода "ВИЗ-Сталь" цифровую систему на базе машинного зрения и искусственного интеллекта. Заказчик ставил задачу сократить издержки при обрезке металла на агрегате подготовки рулонов. Для этого разработчики внедрили программный комплекс, который получает данные с камер и обобщает их: цифровая система подсказывает резчику оптимальные параметры для каждого конкретного случая. Раньше расчет обрезки рулона проводился с высокой погрешностью. ИТ-решение позволило фиксировать все несоответствия стандартам качества, а также с точностью до 0,5 миллиметра измерять ширину полосы. В результате снизился процент брака и возврата.
- Запросы на аналогичные разработки к нам приходили и от других крупных предприятий, но следует учитывать, что это не просто установка ПО, а капитальные вложения в модернизацию оборудования, установку лазерных систем сканирования, часто значительное изменение механической части, - рассказывает директор по маркетингу Александр Беренев. - Но если завод решается на такую модернизацию, производительность труда вырастает на 10 процентов, на 15 сокращаются простои, экономия материалов составляет около семи процентов.
По мнению Беренева, при реализации проектов в области автоматизации и отечественного промышленного ПО заказчик с большой долей вероятности вложит капитал в продукты местного производителя, но только если они уникальны и выполняют специфические задачи, для решения которых аналогов на рынке не найти.
Максим Марамыгин, директор Института стратегического развития и финансового анализа Уральского государственного экономического университета:
- Риски высокотехнологичного бизнеса достаточно высоки. Первый - проценты по кредитам, которые существенно выше ключевой ставки. Даже при сегодняшнем ее уровне я знаю не менее 15 бизнес-проектов, реализуемых с использованием заемных средств, ставших уже убыточными. То есть проект еще не завершен, а прибыль из него уже вымыта дорогим кредитом. И если сейчас ЦБ еще поднимет ключевую ставку, то доля убыточных стартапов и уже действующих компаний вырастет.Второй риск касается кадров. Колоссальное количество ИТ-специалистов уехало из страны. К тому же на этом сегменте рынка сказывается высокая загрузка ОПК: человек, который получил предложения от небольшой частной компании и от оборонного предприятия, где есть и стабильный заработок, и бронь, выберет второе. Но в целом я смотрю на этот сектор с оптимизмом: у него появился хороший рынок сбыта.