...В парадном ждем лифт. Весьма пожилая дочь и совсем старенькая, тяжко дышащая, опирающаяся на палку мама. Дочь жалуется: "Ходили в поликлинику. Ее так хорошо отремонтировали! А врачи... Маме даже анализы не назначили. Померили давление и все. А чего его мерить? Мы и сами это делаем. Маме даже не сказали, чтобы аспирин принимала".
- А при чем здесь аспирин? Может, он вашей маме не нужен.
- Нужен! Он же разжижает кровь! А у мамы могут быть тромбы. Аспирин во всем мире признан. И зачем в поликлинику тащились...
Подошедший лифт развел с умными пациентами. Их претензии во благо? Во вред?
Набрала телефон известного медицинского академика. Спросила: надо ли пациенту быть умным? Столь бурной, можно сказать, яростной реакции, не ожидала: "Мне доставляют человека без сознания. Я должен его спасать. Мне нет дела до его умственных способностей".
Может, и вовсе такой вопрос неправомерен? Зашла в интернет: "Надо ли пациенту быть умным?" Отнюдь не все однозначно!
В New York Times опубликована статья Майкла Секереса и Тимоти Гиллигана, американских докторов из медицинского центра в Кливленде. Авторы объясняют, что проблема кроется не в том, что врачи не умеют правильно общаться с пациентами, а в том, что они не уточняют, понятно ли их пациенту то, что ему сказали.
А некий Доктор Оз говорит: эффективный способ улучшить медицинское обслуживание - сделать пациентов умнее. Все пациенты должны знать, какие типы анализов им следует запросить и какой личной информацией они должны поделиться со своим лечащим врачом. Какие три вещи должен знать ваш доктор? Во-первых, будьте правдивы обо всех пороках. Расскажите о любых заболеваниях в вашей семье. Наконец, сообщите, умер ли кто-либо из родственников в возрасте до 65 лет и почему.
Теперь, когда лечащий врач располагает фактами, вам следует узнать, когда нужно сдавать анализы. Доктор Оз называет идеальный возраст, когда вам следует начинать сдавать анализы на наличие многих серьезных угроз здоровью.
Ушла из интернета. Тем более что его информация всем доступна и... бесконечно изменчива. Обратилась к экспертам "РГ". Выбрала троих по возрастному признаку. Самому старшему - 70 лет, более молодым коллегам - соотвественно 48 и 37 лет.
Собеседникам важно быть умными. А искусственный интеллект не замена всему и вся? Причастные к охране здоровья специалисты поддерживают внедрение клинических рекомендаций по диагностике и лечению пациентов. Как диагностировать болезни, какие препараты назначать. Причем не в далеком будущем, а с января 2025 года. Ум, знания пациента... Аспирин за рамками.
Напомню: начали-то мы разговор с вопроса, должен ли пациент быть умным. И потому под занавес слово пациенту. Тем более что пациент известен - это любимая всеми нами поэтесса Лариса Рубальская.
...А аспирин действительно всемирно известен, популярен. Очень достойный препарат. Но показан не всем.
Юрий Бузиашвили, академик РАН, кардиолог, заместитель директора по научной работе Бакулевского центра
- Должен ли быть пациент умным? Безусловно, да. Ибо каждому врачу очень важен результат общения (лечения) буквально каждого своего пациента. Жизнь бренна. И когда, несмотря на все усилия, этот исход происходит у нас в отделении, то это сродни удару под дых, который на некоторое время выводит из строя. Поэтому, помимо всех профессиональных данных, один из главных инструментов лечащего врача - грамотная беседа с больным, понимание им тех постулатов, которые объясняет врач. А для анализа такого разговора пациент, как минимум, должен быть восприимчив. Не глуп!
Способность его аналитики распространяется и на рекомендации, которые врач дает на приеме. А фактор их грамотного исполнения входит в процесс лечения как один из главных и обязательных.
Как и в жизни, в лечении бывает всякое. Ведь это отношения двух человек. Очень важно иметь в процессе лечения грамотного, понимающего партнера, а не человека, относящегося к главному фактору своей жизни - здоровью - огульно.
А подытожить можно тем, что главный помощник врача - пациент. И он, повторюсь, должен быть не глупым.
Амиран Лезгишвили, руководитель стоматологической клиники "Эстетик Дент":
- Профессия врача признана одной из самых стрессовых в мире. Ведь каждый день к нам обращаются люди с разными болячками. И приходится выслушивать много того, что вызывает не самые приятные эмоции. Если вы меня спросите: кто такой умный пациент? Я отвечу: это пациент, который сам изучил пока свою проблему и пришел, что называется, по адресу. То есть к доктору, у которого такие пациенты на потоке.
Умный пациент должен еще быть адекватным пациентом, который понимает, что результат лечения не может быть получен сразу или в конкретный запланированный срок. Все индивидуально! А не так, например: "У моей соседки тоже тут болело, она выпила таблетки, и за один день все прошло. То есть пациент, который понимает, что в процессе лечения участвует не только врач, но и он сам, его организм. И как он будет реагировать, порою предусмотреть непросто.
Я убежден, что умный и хороший пациент - прежде всего благодарный пациент. Который уважает труд медицинского персонала - от санитарки до главного врача. Умный пациент - это человек, достойно относящийся к своей проблеме, уважающий и доверительно относящийся к своему доктору, соблюдающий его рекомендации. Абсолютно прав коллега-отоларинголог профессор Михаил Лейзерман, рекомендующий пациентам перед визитом к врачу готовить некую шпаргалку о своем состоянии здоровья, о вопросах, на которые желательно получить ответы.
Кирилл Киргизов, заместитель директора по научной и образовательной работе НИИ детской онкологии и гематологии НМИЦ онкологии имени Блохина:
- Лечение детей с онкологическими заболеваниями. А точнее: насколько важно участие в нем родителей? Поверьте, их роль ключевая! Это не только уход за пациентом, а в нашем центре родители всегда находятся с детьми, даже в отделении реанимации. Но и психологическая поддержка. Требуется полное вовлечение в процесс и понимание особенностей лечения, режима. Все ли понимают? По-моему, мы всегда говорим с родителями на одном языке. Мы - одна команда. И с родителями мы говорим не "на пальцах", а в формате подробной информации о заболевании, новых методах терапии, которые применяем.
Заговорить "на одном языке" с врачом-онкологом не всегда просто. Этому надо учить. В нашем Центре Блохина уже четыре года существует проект "Детская среда". Каждую среду проходят онлайн-встречи с родителями, где мы понятным, но не упрощенным языком, рассказываем о различных аспектах онкозаболеваний у детей. О новых методах лечения, возможных осложнениях, о том, как с ними справляться. Разбираем вопросы режима, длительного пребывания в онкологическом стационаре. Это всегда живой диалог.
Да, мы рассчитываем на думающего и слушающего пациента. Честно отвечаем на любые вопросы, которые волнуют родителей. А они бывают самыми разными. Кто-то пытается разобраться с тем, почему ребенок заболел, и тогда мы рассказываем о возможных причинах возникновения онкологических заболеваний. Кого-то волнуют сугубо бытовые вопросы. И тогда мы разбираем в эфире эти ситуации. При этом понимаем: возможность открытой доверительной беседы с врачом - это не просто интерактивный "научпоп". Отчасти это психологическая разгрузка для родителей и в большой мере - укрепление именно партнерских отношений с медперсоналом, без которых невозможно стать командой.
Заметно желание родителей разобраться в современных технологиях. Спрашивают, какой вариант лечения подходит, а какой нет. Часто приходится объяснять детали применения того или иного препарата. Важно понимание родителей, что это за препарат, почему так значим назначенный режим. Важен контакт врачей и родителей, их взаимопонимание. Каждая наша ситуация диктует необходимость собеседникам быть умными.
Лариса Рубальская, поэтесса:
- Каждый из нас время от времени в жизни становится пациентом. И очень важно, чтобы пациент был умным. Во-первых, умный пациент внимательно слушает врача и понимает все, что он ему говорит.
Во-вторых, умный послушно следует рекомендациям врача, не считая себя умнее, чем сам врач. Отсутствие глупых вопросов и неукоснительное следование советам помогает врачу качественно выполнять свою работу и добиваться лучших результатов.