Несмотря на активное внедрение альтернативных источников энергии, традиционная угольная генерация по-прежнему составляет высокую долю в производстве электроэнергии в России и в мире, рассказывает глава Общественного совета при минприроды, и.о. директора ВНИИ "Экология" Александр Закондырин. Доля российских угольных ТЭС - более 20%, и они ежегодно потребляют 100-120 млн т угля, отмечает эксперт.
"Но уголь не сгорает бесследно, и в результате мы имеем ежегодно 18-20 млн тонн золошлаковых отходов (ЗШО), которые копятся на золошлаковых отвалах. И хотя ЗШО по своему химическому составу относятся к IV-V классам опасности (малоопасные), из-за большого объема они являются источником экологической опасности и оказывают негативное влияние на здоровье человека, подземные и поверхностные воды, атмосферу, растительный и животный мир", - рассказал Закондырин, отметив, что из-за ЗШО земли практически безвозвратно изымаются из полезного пользования.
Для того чтобы сократить количество золошлака, который просто занимает территории, уже сейчас в мире применяются технологии, позволяющие использовать его при производстве цемента, бетона, кирпича и плитки, новых блочных стеновых материалов, материалов для дорожного строительства.
"В Китае таким образом утилизируется до 80% образуемых ЗШО, в Японии - до 90%, в России этот показатель пока составляет 18-20%. До конца 2024 года в России планируется принять нормативные акты, которые установят приоритетное использование золошлаковых материалов (ЗШМ) в проектах дорожного строительства. Они будут применяться при госзакупках, при условии наличия рядом источника вторсырья и экономической целесообразности применения ЗШМ", - отмечает Закондырин.
Сейчас в России разработан предварительный национальный стандарт по строительству дорог с использованием золошлаков, который позволит использовать этот материал при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте автомобильных дорог общего пользования. Публичное обсуждение первой редакции продлится до 1 ноября.
Проект предварительного национального стандарта очерчивает довольно полную классификацию золошлаковых материалов по способу получения и области применения, считает председатель Комитета по вопросам устойчивого развития промышленности строительных материалов и стройиндустрии Ассоциации НОПСМ, член правления Международного транспортного альянса "Один пояс - один путь" (BRITA), руководитель рабочей группы Общественного совета при минстрое Станислав Мамулат. Однако, к сожалению, приводимое там определение золошлакового материала для дорожного хозяйства оставляет за рамками рассмотрения ЗШМ от сжигания торфов и сланцев, отмечает он. А это не позволит впоследствии нормировать использование значительных накопленных объемов таких видов ценного вторсырья. В целом разработка специализированного нормативно-технического обеспечения для применения золошлаковых материалов энергетики - безусловно, актуальная задача, важная для реализации целого спектра постановлений правительства, ведомственных и межведомственных программ (например, комплексного плана по повышению объемов утилизации золошлаковых отходов V класса опасности).
При этом использование сланцевых или торфяных золошлаков могло бы обеспечить эффективное строительство прочных и надежных стабилизированных и укрепленных золошлаковым материалом конструктивных слоев всех видов дорог общего пользования, говорит ответственный секретарь Комиссии по стройматериалам Общественного совета при минстрое Антон Солон. Это может быть широкий диапазон дорог - от грунтовых местного назначения до международных автомагистралей, аналогичных трассе М-12 Москва - Казань - Екатеринбург. Кроме того, их использование может дополнительно повысить эффективность строительства дорог на слабых основаниях (например, на нефтегазовых промыслах), где применение сланцевых зол уже было опробовано ранее и показало свою эффективность.
Как рассказали в пресс-службе "Эн+", при возведении крупных развязок с высокой насыпью можно использовать до 100 тыс. тонн содержащей золу смеси. При капремонтах задействуется меньше материала, но в регионах ремонтируется гораздо больше дорог, чем строится.
"Применение золы будет рентабельным в любом регионе, где есть угольная генерация. Если речь идет о дорогах регионального и местного значения, то там максимальный эффект достигается в радиусе 30-100 км от места хранения ЗШС, т.к. сокращаются логистические издержки. Если же в планах строительство магистральных дорог и путепроводов (например, в Братске планируется строительство двух мостов, автомобильного и железнодорожного, а также подходов к ним), то здесь экономия будет очень существенной. Тестовый участок одной из трасс в Иркутской области, который строится при участии Эн+, показал снижение стоимости работ на 21% за счет использования зольных материалов", - рассказали в компании.
Рентабельность использования золошлаков в строительной отрасли будет зависеть от территориальной доступности материала, транспортных расходов, стоимости альтернативных строительных материалов и мер государственной поддержки бизнеса, отмечает Закондырин. По его словам, наиболее перспективными регионами могут стать те, где сосредоточены крупные ТЭС и ГРЭС при осложненной транспортной логистике альтернативных строительных материалов. Например, Сибирь, Урал, Дальний Восток - в этих местах затраты на транспортировку золошлаков будут ниже, что сделает их использование более экономически оправданным. Угольные регионы России - Кузбасс, Кемеровская область - также могут извлечь большую выгоду от использования золошлаков. Но в любом случае экологическая целесообразность и экономическая эффективность полной переработки ЗШО не вызывают сомнений, добавил эксперт.