Продажи пивных напитков за этот же период увеличились на 13,3% (до 77,16 млн дал), пива - на 7% (до 553,78 млн дал).
Ранее Росалкогольтабакконтроль сообщил, что производство сидра за девять месяцев подскочило на 32,1%, почти до 10,2 млн дал. Выпуск пивных напитков увеличился на 16,6% (до 88,57 млн дал), а пива - на 9,8% (до 603,69 млн дал). В службе считают, что такой рост производства пивоваренной продукции является "отличной иллюстрацией результатов внедрения Реестра пивоваров".
Реестр пивоваров заработал 1 сентября 2023 года для всех производителей пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи. Он, по сути, является лайт-вариантом лицензирования. Это один из инструментов борьбы с незаконным оборотом пива. Речь идет, скорее, о скрытом производстве. Некоторые пивовары закупают больше солода и хмеля, чем нужно для заявленного объема выпуска, сообщали ранее в Федеральной налоговой службе (ФНС). По разным оценкам, доля нелегального пива на рынке составляет от 7% до 15%.
В последнее время пивоваренная отрасль начала постепенно восстанавливаться, трансформируется ассортимент, растет легальное производство, а вслед за ним и легальные продажи, комментирует исполнительный директор Ассоциации производителей пива, солода и напитков Вячеслав Мамонтов. "Достичь позитивной динамики на пивоваренном рынке удалось за счет совместных усилий государства и отрасли по обелению рынка, в частности за счет сбалансированной акцизной политики, введения реестра производителей пива и маркировки", - считает он.
Согласен с этой точкой зрения и руководитель Центра разработки алкогольной политики Павел Шапкин. Пить больше россияне вряд ли стали - по крайней мере, правоохранители не отмечают роста негативных последствий употребления алкоголя. Скорее, стали лучше считать продажи, благодаря введению цифровой маркировки, которая для розницы началась фактически в этом году. Эксперт считает, что по итогам года динамика будет еще более высокой.
Что касается сидров в отдельности, то рост категории объясняется тем, что она остается одной из наиболее развивающихся на рынке. Такая динамика позволяет говорить о сохраняющемся интересе со стороны покупателей. "В России активно формируется гастрономическая культура, развиваются потребительские предпочтения, растет и желание попробовать новые вкусы. В ответ на возрастающий спрос производители активно расширяют свои продуктовые линейки и запускают новые SKU, основной вклад в развитие категории вносят именно локальные бренды", - отмечает Мамонтов.
Но в будущем, по его мнению, темпы роста пивоваренной отрасли могут замедлиться. Причиной может стать внезапное повышение ставки акциза, которое приведет к росту цен на полке.