Оснащать трассы мобильными сетями станет проще

Госдума в первом чтении одобрила законопроект, призванный снять препятствия при размещении оборудования связи вдоль трасс и, как следствие, обеспечить качественной связью и доступом в интернет водителей и пассажиров. Операторы связи отмечают, что это первый шаг на большом пути.

Президент Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию поставил задачу "в горизонте текущего десятилетия обеспечить доступ к высокоскоростному интернету практически на всей территории России". Группа сенаторов и депутатов подготовила законопроект с поправками в законы о связи и об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, которые должны снять существующие препятствия при размещении оборудования связи и необходимой для этого инфраструктуры в полосах отвода автомобильных дорог.

По различным оценкам, федеральные автодороги покрыты сетями GSM почти на 90%, сетями LTE от 54% до 75%, а региональные дороги - сетями связи различных поколений только на уровне 20-40%. В пояснительной записке к документу законодатели указали, что для развития системы вызова экстренных служб "112" и технологий беспилотного транспорта в перспективе потребуется полное покрытие мобильной связью федеральных, региональных и межмуниципальных дорог.

"Проблема особенно остро стоит для больших территорий, например, для Дальнего Востока и Сибири, где, увы, далеко не везде есть должный уровень связи и интернета", - отмечает глава комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн.

Начать решили с малого - навести порядок в формулировках, устранить противоречия в документах и создать единые условия для размещения объектов и линий связи вдоль дорог. Так, например, закон об автодорогах не содержит четкого определения "инженерных коммуникаций", а в законе о связи сотовые вышки определены как "объекты инженерной инфраструктуры". Из-за этих различий в терминологии владельцы автодорог часто отказывают операторам в размещении линий и сооружений. Законопроект предлагает однозначно закрепить, что сооружения связи могут размещаться в границах полос отвода автомобильных дорог.

Поправки также касаются строительства, ремонта и переноса линий связи. Сейчас эти действия регламентируются договором между владельцами коммуникаций и автодороги, что не всегда выгодно операторам. Предлагаемое изменение в закон о связи устанавливает, что строительство, эксплуатация, капремонт, а также перенос линий и сооружений связи в границах полос отвода автодорог осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Вторая поправка касается случаев переноса линий связи по причине расширения или переустройства дорог. Она исключает право владельца автодороги запрашивать у оператора связи компенсацию средств за этот перенос.

Вице-председатель Движения автомобилистов России, почетный адвокат Леонид Ольшанский считает задачу о покрытии связью дорог страны вполне выполнимой. Другое дело, во сколько это обойдется компаниям - операторам. Если в густонаселенной европейской части страны со связью и так дела обстоят неплохо, то ставить вышки на Чукотке или Сахалине будет не так прибыльно, но все равно потом окупится, считает он.

Зачастую проблемы с размещением оборудования вызваны различиями в терминологии

Партнер аналитического агентства "Автостат" Игорь Моржаретто тоже указал на территориальные различия, влияющие на доходы операторов, а значит и их заинтересованность в развитии связи.

"На трассе "Дон", например, вышек хватает, но есть трасса "Колыма", где достаточно много пустынных перегонов, и там всего три пользователя, из которых два - медведи. Но, с другой стороны, если там что-то случится, особенно зимой, а связи нет, это - катастрофа, и люди могут пострадать", - отметил автоэксперт.

В отдаленные регионы, по его мнению, операторы связи могут прийти только "вместе с государством", потому что за свои деньги они не станут тянуть еще и электроэнергию вдоль трассы, так как "без электричества мобильная связь почему-то не хочет работать".

Законопроект упростит возможность размещать антенно-мачтовые сооружения (АМС) в полосе отвода, что прежде было невозможно, пояснили "РГ" в T2. Однако, уверены там, это только первый шаг в решении проблем со строительством инфраструктуры вдоль автотрасс.

"Надо утвердить требования к сооружениям связи, так как действующие регламентирующие документы Минтранса допускают размещение высотных объектов при условии, что их высота не превышает ширины полосы отвода минус 5 метров. Учитывая, что наши АМС вдоль дорог имеют высоту не менее 40 метров, полоса отвода должна составлять около 45 метров - это редкость. Вместе с тем по-прежнему актуальна проблема доступности электроснабжения, которая остается главным препятствием к покрытию автотрасс", - заявили в пресс-службе оператора.

Существующие правила принимались довольно давно и ограничивают возможности размещения АМС вдоль дорог, напоминают в "Мегафоне".

"Обеспечение трасс сотовой связью требует комплексного подхода и решения вопросов, изменения как законодательства, так и нормативов технического регулирования.

Принятие поправок в 257-ФЗ решит проблему с допуском операторов связи в полосу отвода. Следующий шаг - разработка стандарта размещения линий и сооружений связи вдоль дорог. Совместная подготовка к этой работе уже начата дорожниками и операторами.

Помимо этого, острым нерешенным вопросом на текущий момент является отсутствие необходимой энергетической инфраструктуры для подключения базовых станций сотовой связи к электрическим сетям. По нашим данным, эта проблема распространяется на 80% участков трасс без сотовой связи", - заявили в пресс-службе "Мегафона".

Проблему с подключениям к энергетическим сетям, как одну из ключевых, отмечают все участники рынка связи. В Минэнерго "РГ" напомнили, что в настоящее время совместно с Минтрансом и Минцифры проводят работу по обеспечению федеральных автомобильных дорог сотовой связью, в том числе покрытие их сетями LTE.

"С целью сокращения сроков и стоимости техприсоединения к электрическим сетям базовых станций операторов сотовой связи Правительством Российской Федерации принято постановление от 26.08.2024 № 1150, которым предусмотрено право на опосредованное присоединение линий связи, сооружений связи, средств связи, средств телевизионного вещания и радиовещания к существующим объектам инфраструктуры автомобильных дорог и объектам дорожного сервиса.

Минэнерго России считает необходимым при выборе места размещения базовых станций и последующего техприсоединения к электрическим сетям руководствоваться развитостью энергетической инфраструктуры, в том числе наличием возможности их опосредованного присоединения к существующим объектам инфраструктуры автомобильных дорог и объектам дорожного сервиса", - заявили в ведомстве.