Поисковые работы проводились на территории Залегощенского района неподалеку от станции Золотарево с 20 по 29 сентября. Место было выбрано после рассказов местных жителей о сбитых здесь в 1942 г. советских самолетах, что подтверждалось как документами ВВС Красной армии, так и заявками на "победы" летчиков люфтваффе по документам немецких архивов. Эти данные подкрепил руководитель музея Великой Отечественной войны Президентской академии в Орле Николай Андреев в результате анализа архивных данных летных документов подразделений, которые в тот период вели бои на территории области. Поисковики провели раскопки двух воронок. Одна оказалась местом падения штурмовика Ил-2, вторая образовалась от сорвавшейся с крыла авиационной бомбы ФАБ-100.
"Вероятно, подбитый и горящий штурмовик (обнаружены следы горения, расплавленный алюминий, сгоревшие патроны пулеметов) при падении подорвался на своих авиабомбах (не менее 3 ФАБ-100), - говорит Николай Андреев. - При этом его корпус вошел в землю на глубину 3,5 метра, выгорел и был разбит на мелкие фрагменты. Кабина пилота при взрыве была полностью уничтожена (фрагменты ее оборудования обнаруживались в радиусе 300 метров). Крупных деталей самолета, таких как двигатель, колеса шасси, авиационные пушки и пулеметы, найти не удалось. В то же время были подняты фрагменты стоек шасси, обломки блока двигателя, фрагменты обшивки планера. Вероятно, большая их часть при взрыве авиабомб была выброшена на поверхность земли и впоследствии собрана местными жителями".
Первой зацепкой по установлению личности летчика стал фрагмент блока двигателя с выбитым на нем клеймом 30-го Московского авиационного завода, выпускавшего штурмовики Ил-2. Вскоре был обнаружен и номер самолета: 30313. Его удалось найти благодаря гаечному ключу из набора инструментов летчика, который нашли случайно. На нем девочка-поисковик по имени Саша из поискового отряда Юнармии "Витязь" отмыла номер.
В соответствии с архивными данными, 21 августа 1942 г. полк получил задачу уничтожить матчасть противника на аэродроме Орел.
На задание вылетело девять штурмовиков. Ведущий - Бондаренко. Истребительного прикрытия выделено не было. Два самолета сразу вернулись на свой аэродром "Болото" из-за неисправностей. Семь - не вернулись после атак Ме-109 (ЦАМО РФ, Ф.22435, Оп.0223168с, Д.0001, Л.4). На следующий день в полк возвратились два летчика - Бондаренко и Малинкин. С их слов было записано, что основной груз боеприпасов сброшен на аэродроме Орел, уничтожено и выведено из строя 20 самолетов разных типов и три бензозаправщика.
Пять летчиков - Пушкарев (Ил-2 N30330), Росляков (Ил-2 N 3249), Лебедев (Ил-2 N3277), Гуляев (Ил-2 N3239), Башкиров (Ил-2 N 30313) считались не вернувшимися с боевого задания (ЦАМО РФ, Ф.56, Оп.12220, Д.57; Ф.58; Оп.818883, Д.1582).
Обнаруженный поисковиками штурмовик был сбит обер-лейтенантом Альбертом Вальтером (Albert Walter) из 6./JG 51"Мёльдерс" на предельно малой высоте (это уточнение из немецкого документа позволило полностью восстановить картину гибели самолета и его пилота).
За штурвалом найденного Ил-2 был Иван Башкиров, уроженец с. Старое Матюшкино Чердаклинского района Куйбышевской области. Воспользоваться парашютом он не смог из-за малой высоты и погиб при взрыве самолета.
"Определение номера машины и имени летчика - большая удача, добиться результата при подобных поисковых работах удается нечасто. Теперь же мы сможем заняться поиском родственников погибшего, так как данные для этого есть. А найденные обломки дополнят экспозицию музея Великой Отечественной войны Президентской академии в Орле", - сообщил председатель регионального отделения Российского военно-исторического общества (РВИО), директор Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Павел Меркулов.
Из пятерки не вернувшихся с того боевого задания летчиков пережил войну только заместитель командира эскадрильи лейтенант Пушкарев Михаил Алексеевич 29.10.1921 г., уроженец города Молотов.
Ко дню своего последнего боя он выполнил 48 боевых вылетов, был дважды награжден орденом Красного Знамени. Его Ил-2 упал в районе д. Прилепы (14 км от места падения штурмовика сержанта Башкирова), где летчик был взят в плен. Отправлен в шталаг люфтваффе 2 г. Лодзь. Всего содержался в четырех концлагерях. После освобождения из плена прошел проверку, был награжден медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". Вышел в запас в ноябре 1945 г. А в 1985 г. был награжден орденом Отечественной войны II степени.
Где погибли другие летчики после вылета на задание 21 августа 1942 г. - командир эскадрильи лейтенант Росляков, младший лейтенант Лебедев и командир звена младший лейтенант Гуляев, - еще предстоит установить.
В полевой экспедиции осеннего этапа Орловской областной "Вахты Памяти-2024" принимали участие поисковые отряды объединения "Огненная дуга": "Безымянный солдат" при Среднерусском институте управления - филиале РАНХиГС, "Витязь" при "Юнармии", "Десантник" при городском центре "Десантник", "Казачий" при ОГКО ВКО "ЦКВ", "Им. С.С. Феронова", "Железнодорожник". В общей сложности на раскопках самолета в эту вахту участвовали 58 человек.