Как цифровизация в России изменила требования к специалистам и какими навыками они должны обладать

Промышленность требует от системы образования специалистов с цифровыми навыками
С ростом цифровизации Россия столкнулась с необходимостью массовой подготовки специалистов, которые способны работать по новейшим производственным технологиям. Если от большинства технических кадров раньше требовалось лишь базовое владение компьютером, то сейчас важны глубокие знания таких технологий, как виртуальное проектирование, 3D-печать, Интернет вещей, искусственный интеллект и др.
На многих производственных операциях теперь задействованы роботы-манипуляторы, которыми управляет человек.
На многих производственных операциях теперь задействованы роботы-манипуляторы, которыми управляет человек. / РИА Новости

В предыдущие десятилетия учебные программы вузов и ссузов фокусировались на автоматизации процессов, программировании и базовом компьютерном учете. Но сейчас важно умение управлять сложными цифровыми процессами и понимать, как интегрировать их в реальное производство, говорят представители бизнеса.

Образовательные программы технических вузов уже значительно изменились. В таких ведущих учебных заведениях, как МГТУ им. Баумана или СПбПУ Петра Великого, появились курсы по виртуальному проектированию, компьютерному моделированию и робототехнике. Программы колледжей, готовящих кадры для промышленности, также адаптированы: студенты изучают аддитивные технологии, работу с промышленными системами ИИ и виртуальное конструирование. Важным элементом подготовки становятся практические занятия на цифровых платформах.

Значительный прорыв произошел в сетевом взаимодействии вузов с крупными предприятиями. Такие корпорации, как "Росатом", "Ростех" и "Сибур", сотрудничают с образовательными учреждениями, создавая учебные лаборатории на своих заводах. Это позволяет студентам на практике знакомиться с новейшими технологиями производства, и их не требуется переучивать после выпуска, они приходят на работу с актуальными навыками.

- В рамках реализации образовательных программ, в частности нашего факультета, мы активно интегрируем новые технологии, регулярно пересматриваем и адаптируем наши образовательные программы, добавляя дисциплины по цифровым технологиям, - говорит декан факультета "Агропромышленный" Донского государственного технического университета Дмитрий Рудой. - Но теория должна идти рука об руку с практикой. Для этого оснастили новые учебные лаборатории, в которых студенты могут работать с современным оборудованием. Активно участвуем в научных исследованиях, связанных с цифровыми технологиями в сельском хозяйстве. Это позволяет нам быть в тренде современных исследований и разработок, быстро внедрять самые последние научные достижения в образовательный процесс. Собственно, эту тенденцию сегодня понимают все образовательные учреждения. Необходимость обучать студентов по современным стандартам стала уже общим местом. Но не все так просто. Необходимость быстро адаптироваться и меняться приводит к новым сложностям.

Основная из них - неравномерность внедрения цифровых программ в разных учебных заведениях. Еще далеко не все вузы и ссузы располагают необходимым оборудованием и ресурсами для полноценного освоения цифровых технологий. В некоторых регионах России отсутствуют квалифицированные преподаватели, способные обучать студентов по новым стандартам. В результате в ряде случаев выпускники оказываются недостаточно подготовленными для работы на высокотехнологичном оборудовании.

Значительный прорыв произошел в сетевом взаимодействии ведущих вузов страны с крупными предприятиями

- Подготовка специалистов с учетом новых цифровых технологий в вузах и ссузах находится в стадии развития, реализовать все и везде одномоментно невозможно, потому что и сам процесс цифровизации постоянно совершенствуется, - говорит ведущий эксперт Национального аграрного агентства Инара Халмеева. - При этом цифровые технологии в той или иной мере сейчас присутствуют даже в таких привычных для нас специальностях, как тракторист, ветеринар или технолог.

- По роду деятельности я бываю во многих учебных заведениях - как крупных, так и небольших, - продолжает эксперт. - И могу сказать, что бросается в глаза разница в их технологическом оснащении. А тех, где есть собственные учебные фермы и полигоны с цифровыми технологиями, можно вообще пересчитать по пальцам.

Но бизнесу нужен готовый специалист. Поэтому проблему компании пытаются решать, помогая вузам, выстраивая модели совместной подготовки. Первая - когда студенты проходят практику на производстве, где и добирают недостающие знания по современным цифровым технологиям, отмечает эксперт. Другая - когда компания, которая хочет получить готовых работников, организует свои классы в учебных заведениях, полностью оснастив их оборудованием и соответствующими программами. Кроме этого, сейчас уже практически во всех вузах есть "Цифровые кафедры". Это федеральный проект, который входит в нацпроект "Цифровая экономика Российской Федерации". Он предполагает, что студенты получат дополнительную квалификацию по ИT-профилю.

К примеру, в Тимирязевской академии в числе программ этой кафедры есть подготовка по профилям "Специалист по цифровым сервисам в агроинженерии", "Специалист по цифровым сервисам в растениеводстве", "Специалист по обработке больших данных и машинному обучению в животноводстве", рассказала Инара Халмеева.

- В этом учебном году "Цифровая кафедра" появилась в Новосибирском ГАУ. Там обучение проводится по востребованной сегодня в агропроме ИT-квалификации "Аналитика данных". В одном из аграрных университетов мне так и сказали, что именно "Цифровые кафедры" и выводят "среднюю температуру" по отрасли на нужный уровень, - поделилась эксперт.

Однако темпы изменения цифровых технологий настолько высоки, что образовательные программы просто не успевают за ними, отмечают в учебных заведениях. Это ставит перед университетами и колледжами задачу постоянной модернизации учебных планов, что требует значительных усилий и ресурсов.

Государство осознает эти вызовы. На федеральном уровне разработаны национальные проекты и программы, направленные на модернизацию образовательных стандартов, расширение участия бизнеса в учебном процессе и повышение квалификации преподавателей. Эти меры помогут приблизить качество подготовки специалистов к современным требованиям и обеспечить промышленность России квалифицированными кадрами, готовыми к работе в условиях цифровой экономики.

Но их подготовка ставит перед необходимостью дальнейших усилий по устранению дисбаланса в оснащении учебных заведений и подготовке преподавательских кадров в регионах, ускорению адаптации учебных программ. Только решив эти проблемы, можно сформировать новое поколение специалистов, способных сразу применять цифровые компетенции на производстве без необходимости в длительном переобучении на местах, резюмируют эксперты.

В тему

Цифровую трансформацию президент России Владимир Путин определил одной из 5 национальных целей развития страны до 2030 года. Выступая на отраслевом мероприятии "День цифровой экономики" в рамках выставки-форума "Россия", заместитель председателя правительства России Дмитрий Чернышенко заявил, что по итогам 2023 года один из ключевых показателей - уровень цифровой зрелости - составил 74,7 процента при плане 64,2 процента. Доля массовых социально значимых онлайн-услуг достигла 100 процентов при плане 85 процентов.

"Более 110 миллионов человек имеют подтвержденные учетные записи и активно пользуются порталом госуслуг. За прошлый год на нем было оказано свыше 340 миллионов услуг, а ежедневная аудитория портала в 2023 году превысила 11 миллионов человек", - привел данные вице-премьер.

Растет и цифровая зрелость предприятий, что улучшает их адаптацию к эффективной конкуренции в цифровой среде. Это понятие включает в себя внедрение новых технологий, повышение уровня подготовки рабочей силы, культуры производства и т.д.