Такие затраты - непреодолимый барьер, когда речь идет о вещах, изготовленных ручным трудом, в рамках народно-художественных промыслов и ремесленной деятельности. В то же время федеральное законодательство предусматривает исключение требования по обязательной маркировке для продуктов труда ремесленников, но при условии, что на региональном уровне утвержден соответствующий порядок. Сегодня контролирующему органу нужно как-то удостовериться, что условные унты изготовил именно ремесленник.
Наша команда подготовила и направила в правительство региона предложение о поддержке субъектов народно-художественных промыслов и ремесленной деятельности. Инициатива предусматривает закрепление на региональном уровне статуса "ремесленник" и установление перечня видов работ, подходящих под данное определение. Это позволит амурским производителям без дополнительных затрат на маркировку реализовывать свою продукцию, в том числе выходить на торговые онлайн-площадки.
Сейчас в России есть только три региона, где ввели региональный стандарт ремесленника и перечислили соответствующие ОКВЭДы. Амурская область может присоединиться к ним и стать первым таким субъектом на Дальнем Востоке.
Инициатива уже вызвала определенный общественный интерес. Представители отрасли хотят, чтобы и их мнение было услышано. Безусловно, закон примут не завтра, предстоит пройти длительный процесс. И каждый сможет выразить свое видение. Мы принимаем соответствующие обращения, в том числе по направлениям деятельности, которые стоит включить в список.
У нас ремесленное производство пока не представлено ярко. Нет условных "тульских пряников". И задача как раз в том, чтобы создать комфортную среду для появления дополнительной отрасли экономики в Амурской области, формирования своих узнаваемых брендов. Это особенно актуально для небольших населенных пунктов, где рынок труда ограничен. Плюс дополнительный импульс развития получит сфера туризма.
При этом нужно делать ставку и на зарубежные рынки. В Поднебесной интерес ко всему российскому и спрос на него очень высоки. Но если продуктам питания покорять китайский рынок сложно, там достаточно серьезная процедура проверки качества, то ремесленным изделиям пробиться проще. А поскольку это обычно штучный товар, то и стоимость будет соответствующей. В Китае много подделок под русское, а значит, высокий спрос на аутентичность. В этом шанс амурских ремесленников.
Появление маркетплейсов - это смена формата торговли. Мы уже переживали нечто подобное. Раньше работали советские гастрономы, универмаги, где в одном месте было все. Потом, в 1990-е годы, пришли многочисленные магазинчики. Затем они стали объединяться в торговые центры. Сейчас новый этап - онлайн-площадки. Вокруг них даже появляются новые профессии.
Когда-то в нашу жизнь вошли такие понятия, как мерчендайзер, менеджер торгового зала. Для советского человека это была какая-то тарабарщина. Сейчас же развивается, например, фулфилмент - комплекс операций с момента оформления заказа покупателем и до момента получения им покупки, включая упаковку, наклейку штрих-кодов перед тем, как передать товар непосредственно на склад. Это уже отдельная сфера услуг. И таких примеров очень много.
Просто замечательно, что у нас в Амурской области появится логистический комплекс одного из крупных российских маркетплейсов (соответствующее соглашение подписано на ВЭФ). Как минимум это новые рабочие места, причем не только на самом складе. Вокруг него сформируется целая сопутствующая экосистема. Как большая рыба плывет в океане, а рядом с ней спутники, подхватывающие более мелкую пищу.
Надо понимать, что продажи через маркетплейсы - тоже навык, определенные компетенции, которыми нужно овладеть. Нельзя просто так взять и выйти торговать.
В какой-то момент у нас появилась отдельная категория бизнеса по схеме "купить что-то в Китае и перепродать на российском маркетплейсе". Но это очень большие риски. Надо понимать, какой товар сейчас "выстрелит", чтобы спрос на него окупил затраты. Но как только он "стреляет", ты уже не можешь монополизировать это направление, потому что тут же появляются конкуренты с аналогичным продуктом. Ты же его сам уникально не произвел. Такая вот сложная история для "купи-продай".
Производители находятся в более выгодных условиях. Да, это тоже не всегда история постоянного подъема в гору. Бывают и падения, но создатель продукта в любом случае крепче стоит на ногах, чем перепродавец.
Знаю, что сенатор от Амурской области Иван Абрамов выступил с инициативой создания государственного маркетплейса. Он стал бы конкурентоспособным в том случае, если бы опередил по скорости работы и условиям размещения своих конкурентов. Мне кажется, маркетплейсы сейчас активно создают собственную инфраструктуру складов в регионах не просто так. На заре своего развития они использовали услуги почты и других сервисов, которые есть на рынке. Вероятно, условия их не удовлетворили.
Важно понимать, что маркетплейс - это не просто приложение в телефоне. За ним огромный массив реальной экономики: склады, перевозчики, логистика. И наши ремесленники должны использовать имеющиеся возможности без ущерба для своего дела.