Импорт автомобилей в Россию побил рекорды

С 1 октября этого года в России увеличился утилизационный сбор на ввозимые в страну автомобили и прицепы, а с 1 января 2025-го он вырастет в отношении специальной техники. До 2030 года его сумма будет ежегодно повышаться на десять-двадцать процентов.
79 процентов импортных авто - китайские марки
79 процентов импортных авто - китайские марки / Рамиль Ситдиков/ РИА Новости

Теперь за машину с двигателем объемом до двух литров придется заплатить 556 тысяч рублей - это на 86 процентов больше прежнего сбора. К 2025 году сумма поднимется до 667 тысяч рублей, в 2026-м - до 800,8 тысячи. Мера направлена на стимулирование развития отечественного автопрома. По логике свои машины должны быть доступнее импортных.

В целом новая иномарка сегодня обойдется покупателям на десять-двадцать процентов дороже, чем вчера. Впрочем, это в наибольшей мере касается крупных дилеров, а также перекупщиков.

- Индексация затронет ввоз новых и подержанных автомобилей юридическими лицами, но не физических лиц, ввозящих машины с объемом двигателя до трех литров для личного пользования. Для таких граждан утилизационный сбор будет символическим при условии эксплуатации транспортного средства в личных целях не менее двенадцати месяцев, - пояснил омский автоэксперт Максим Сергеев.

Тем временем рост утилизационного сбора временно подстегнул продажи, импорт автомобилей побил рекорды. По данным "Автостата", в сентябре 2024 года в страну ввезено 104,2 тысячи новых машин (на 29 процентов больше, чем в аналогичном месяце 2023-го). На их покупку россияне потратили 3,6 триллиона рублей (на 73 процента больше, чем год назад). Это самые высокие показатели за последние десять лет. Основную долю импорта (79 процентов) составили китайские марки.

Всего за девять месяцев этого в Россию ввезли 683 тысячи новых автомобилей, что на 49 процентов больше, чем за такой же период 2023-го.

Динамику роста демонстрировал и вторичный рынок. Импорт подержанных автомобилей в сентябре вырос в 2,5 раза, достигнув 42,6 тысячи единиц.

Рынок запчастей стабилизировался, но тоже не стоит на месте. По данным Российского союза автостраховщиков, заметнее всего подорожали комплектующие Nissan (на 3,8 процента), Renault (на три процента), Hyundai (на 2,1 процента). Благополучнее всего ситуация складывается с иномарками, производство запасных частей которых было налажено в стране до ужесточения санкций. Бренды ушли, но аналоги продолжают выпускать.

На Дальнем Востоке рост стоимости японских запчастей, в зависимости от модели автомобиля, колеблется в диапазоне 1,8-5 процентов. Сдерживать цены помогают хлынувшие на российский рынок китайские детали. Тем не менее ремонт машин в автосалонах затягивается и уже приближается к двум месяцам. А страховщикам приходится платить неустойку.

- Сейчас непосредственно ремонт автомобилей по ОСАГО проводится редко. Доля выплат в натуральной форме, то есть в виде ремонта, составляет пять-семь процентов. Это связано с тем, что сроки доставки запчастей заметно выросли, сохраняются проблемы с оплатой и логистикой, - поясняет президент РСА Евгений Уфимцев.

Проблему осознают и власти, поэтому правительство РФ концептуально поддержало законопроект об увеличении срока ремонта автомобиля по ОСАГО с 30 до 45 дней. Специалисты полагают, что интервал можно увеличить еще. Хотя бы временно, пока поставки комплектующих не наладятся.

Тенденцию подтверждает международная сеть автосервисов Fit Service, которая проанализировала динамику цен на автозапчасти. По итогам первого полугодия их средняя стоимость выросла на тринадцать процентов, а по некоторым позициям - на сорок-пятьдесят. При этом китайские запчасти дорожают практически наравне с европейскими, корейскими, японскими. А вот цена на кузовные элементы многих популярных марок автомобилей почти не изменилась. Но надолго ли?

Омские автосалоны также переживают кризис.

- Кредиты на покупку комплектующих за полтора года подорожали в три раза. С 2025 года возникает необходимость платить НДС по упрощенной системе налогообложения при доходе компании более шестидесяти миллионов рублей. Поэтому есть вероятность того, что средние и крупные предприятия будут уходить в тень, где налоги платить не надо, или дробиться. Гаражный бизнес на этом фоне становится более рентабельным. Физлица скупают машины на разбор и удовлетворяют растущие потребности в "бюджетном" ремонте. Автопарк стареет, но продолжает дорожать. И, судя по всему, тенденция продолжится, - поясняет Максим Сергеев.

Тем временем

С 1 октября 2024 года Единая автоматизированная информационная система страхования (АИС страхования) станет основным источником данных о страховании автомобилей и жилья. Информация будет передаваться в электронном виде по соответствующему запросу. QR-код на полисе ОСАГО теперь должен обеспечивать прямой доступ к данным о договоре.

Страховщики смогут использовать бланки старых полисов только до 1 января 2025 года. В форме извещения о ДТП также будет предусмотрен QR-код, ведущий на специальную страницу портала государственных услуг.