Бизнес на Урале участвует в подготовке нужных специалистов

Проблема острого дефицита профессиональных кадров сегодня в центре внимания органов власти и бизнеса. Его ощущают буквально все отрасли индустрии, все крупные предприятия.
Студенты Прибалтийского судостроительного техникума проходят практику на предприятиях СЗФО.
Студенты Прибалтийского судостроительного техникума проходят практику на предприятиях СЗФО. / РИА Новости

По поручению президента к концу года должен быть подготовлен прогноз спроса на персонал в разных отраслях и регионах. Закрыть эти потребности должен в том числе новый национальный проект "Кадры".

Вернуть по принадлежности

Средний Урал одним из первых в стране осознал, что система среднего профессионального образования, действовавшая до 2022 года, имеет серьезный недостаток: министерство образования и молодежной политики Свердловской области готовит специалистов для реального сектора, не обладая полнотой картины по отраслям - по сути, только администрирует процесс.

В прошлом году эту схему заменили: теперь металлургические и машиностроительные колледжи в регионе подведомственны министерству промышленности и науки Свердловской области, строительные - министерству строительства и инфраструктуры региона и т.д. Результатом реформы за пять лет должно стать увеличение числа выпускников системы среднего профессионального образования на треть.

- Промышленники региона заявили 17 500 вакансий, а безработных, уже имеющих опыт в этой сфере, всего 1902 человека - вот в чем проблема. Есть опыт и возможность создания интегрированных программ среднего и высшего образования, в том числе на предприятиях. Важно развивать этот процесс, масштабировать его, - рассуждает ректор УрФУ Виктор Кокшаров.

По новой модели

В октябре в 79 регионах России состоялся Единый день открытых дверей в колледжах и техникумах федерального проекта "Профессионалитет". Школьникам и их родителям показали, как проходит подготовка кадров на новейшем оборудовании в 370 образовательных и образовательно-производственных кластерах.

Новая модель среднего профессионального образования (СПО) подразумевает, что работодатели могут непосредственно влиять на содержание факультативных модулей программы - а это треть всех предметов, направлять своих сотрудников в колледжи в качестве приглашенных преподавателей или экзаменаторов. Студенты половину учебного года проводят за станками на заводах или работают на стройплощадках, "бесшовно" вливаются в трудовой процесс и коллектив.

Работодатели могут влиять на треть всех предметов программ СПО, направлять сотрудников в колледжи в качестве преподавателей и экзаменаторов

По словам министра просвещения РФ Сергея Кравцова, в "Профессионалитете" сегодня уже участвуют более 1250 колледжей и 1800 опорных предприятий.

Завод показывает

В Свердловской области во время акции свои двери для будущих абитуриентов открыли 66 колледжей и техникумов в составе 12 кластеров.

Началось все со всероссийского классного часа, потом подростки побывали на экскурсиях и мастер-классах. Мероприятие привлекло внимание 20 тысяч школьников.

Свои производственные площадки им показали "РУСАЛ", Северский и Синарский трубные заводы, "Атомстройкомплекс" и другие партнеры проекта.

Всего же к "Профессионалитету" в регионе присоединились 137 компаний. Для их стимулирования в 2023 году власти ввели инвестиционный налоговый вычет: тем, кто вкладывается в мастерские и лаборатории колледжей современными обрабатывающими комплексами, инструментом, спецтехникой и т.п., он предоставляется на 50 процентов расходов в пределах 30 миллионов рублей. Благодаря этому удалось привлечь уже свыше двух миллиардов рублей на развитие СПО.

День открытых дверей - хорошая возможность почти за год до поступления познакомиться с условиями учебы и принять взвешенное решение, - подчеркивает и.о. министра образования и молодежной политики области Светлана Тренихина.

В 2024-м на "Профессионалитет" набрали около 10 тысяч первокурсников. И состоялся первый выпуск: 600 ребят трудоустроились на крупные предприятия. В 2025-м в Новоуральске стартует 13-й кластер, атомпромовский.

И лифтеры, и монтеры

Один из участников проекта - Екатеринбургский монтажный колледж, где обучается около 2000 студентов. Высоким спросом пользуют специалисты, отвечающие за эксплуатацию и обслуживание многоквартирных домов. В списках потенциальных работодателей - управляющие компании, ремонтные фирмы и даже девелоперы.

- Еще на стадии подписания соглашения оговариваем, какой персонал нужен. Затем ребята отправляются на производственную практику, которая длится от 14 до 18 недель. - рассказывает замститель директора по учебно-производственной работе Елена Свенцицкая. - Если работодатель и молодой специалист обоюдно заинтересованы друг в друге, составляем индивидуальный график обучения.

По ее словам, 10-15 процентов старшекурсников уже совмещают трудовую деятельность с учебой, еще треть после диплома устраиваются туда, где проходили практику.

Очень интересно организован демонстрационный экзамен: с выездом на реальный объект: студентам приходится выслушивать жалобы жильцов, лично осматривать дом и составлять дефектную ведомость. У техников-механиков используют имитатор пассажирского лифта, где нужно оперативно устранить поломку и даже оказать, если понадобится, медицинскую помощь застрявшему человеку.

Месторождение знаний

В этом году на "Профессионалитет" в Югре подали более 10 тысяч заявлений. Набирали абитуриентов два кластера: "ЮГРА НГК Проф" и "ПрофЮграТЭК". Один готовит кадры для добычи полезных ископаемых, другой - для топливно-энергетического комплекса. Оба имеют сложную структуру, в частности, в "ПрофЮграТЭК" входят Югорский госуниверситет и девять колледжей.

"Синих воротничков" готовят по шести направлениям.

Это ИТ, кибербезопасность, электрические станции, сети и системы, эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования, переработка нефти и газа, бурение скважин. Базой для другого кластера выступает Когалым: в местном колледже при участии "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" открылся образовательно-производственный центр.

Его партнерами являются пять организаций среднего профессионального образования из Советского, Лангепаса, Урая, Нефтеюганска и Югорска. Направлений подготовки шесть: добыча углеводородов, разработка месторождений, сооружение и эксплуатация трубопроводов и хранилищ, аналитический контроль химических соединений, переработка нефти и газа, монтаж и наладка оборудования.

Вылечат экономику

Фармацевтическое предприятие "Синтез" еще с 2014 года имеет статус базового для Курганского промышленного техникума.

Для ребят, получающих специальность биохимика, индустриальный партнер открыл лабораторию с оборудованием, аналогичным тому, что есть на производстве.

Реализуется программа дуального обучения: уже со второго курса студенты чередуют пары и практику в цехах. В частности, в мае 2024-го дипломы получили 14 молодых биотехнологов, трое из них трудоустроились на завод.

Тесное взаимодействие выстроено и с Курганским госуниверситетом: предприятие обустроило учебную аудиторию, запустило в этом году стипендиальную программу.

Кроме того, учащиеся проходят стажировки на производстве. В последний раз, к примеру, было 15 стажеров: они вели дневники, участвовали в научных экспериментах, знакомились с отраслевым стандартом GMP и даже вместе с наставниками разрабатывали способы повышения производительности труда на конкретных участках.

Подготовка кадров за счет регионального бюджета идет только под запрос конкретных предприятий

- Вся подготовка кадров за счет регионального бюджета идет только под запрос конкретных предприятий, которые внедряют новые технологии и развиваются, - подчеркивает сотрудник департамента образования и науки Курганской области Ирина Захарова.

Профессор у станка

Свой подход у Российского государственного профессионально-педагогического университета, где готовят и мастеров производственного обучения для СПО.

По словам и.о. ректора Людмилы Габышевой, уже второй год студенты вместе с преподавателями ведут образовательный процесс непосредственно на площадках индустриальных партнеров.

- Для предприятий это, конечно, дополнительная нагрузка: оборудовать помещения, прикрепить наставников... Но у них есть серьезная мотивация, - поясняет руководитель вуза.

Некоторые работодатели идут по пути создания базовых кафедр.

В частности, Региональный центр лазерных технологий (РЦЛТ) еще в 2015 году открыл у себя базовую кафедру лазерных технологий в машиностроении Уральского федерального университета, а пару лет назад еще и учебно-производственный центр в политехникуме.

- Мы получили лицензию на программы дополнительного образования и профессионального обучения. На базе ассоциации "Уральский лазерный инновационно-технологический центр" организовали центр подготовки специалистов. В этом проекте также участвуют Колледж имени И.И. Ползунова, Екатеринбургский политехникум, Уральский политехнический колледж, - делится опытом Анатолий Сухов, гендиректор РЦЛТ.

Есть надежда, что национальная цель - к 2028 году подготовить миллион квалифицированных рабочих, чтобы обеспечить безопасность и конкурентоспособность страны в 24 отраслях - будет достигнута.