Начинают действовать нормы о так называемой маркировке публичных каналов. Владелец публичного канала в интернете, чей объем аудитории составляет более 10 тыс. пользователей, должен передать в Роскомнадзор минимальный объем базовых сведений о себе и своем канале, включая контактные данные. Это можно сделать через портал "Госуслуги", сайт Роскомнадзора, а также с помощью чат-бота в социальной сети.
После включения публичного канала в реестр социальная сеть добавит на странице специальный знак и уникальную ссылку, по которой можно проверить, действительно ли паблик находится в реестре. Кроме того, разместить такую ссылку автор канала сможет и самостоятельно.
Если публичный канал присутствует в указанном реестре, то он сможет размещать рекламу российских компаний и принимать донаты (пожертвования) от пользователей. В противном же случае паблик осуществлять такую деятельность не сможет, к тому же другим нельзя будет репостить сообщения канала.
"Гражданин, читая информацию, должен понимать, из какого источника он ее получает. Если вы СМИ и публикуете информацию, то известны владельцы издания, известны главные редакторы и так далее. В случае с Telegram-каналами такого нет. Влияние огромное, ответственности никакой. Закон направлен на то, чтобы при помощи очень мягкого регулирования обеспечить предоставление этой информации пользователям", - пояснял "Российской газете" норму глава Роскомнадзора Андрей Липов.
Тогда же он сообщил, что не видит возможных затруднений для администрации социальных сетей и других платформ в ходе выполнения требования законодательства. "Они же и сейчас маркируют каналы - Fake, Scam и так далее. Они умеют это делать", - добавил Липов.
Все данные владельца ресурса будут храниться в зашифрованном виде. Через специальную форму на сайте Роскомнадзора или уникальную ссылку в канале можно будет получить информацию только о том, включен канал в перечень или нет.
"В первую очередь, новые требования для крупных каналов в соцсетях направлены на борьбу с анонимностью, которая развязывает руки преступникам. Теперь те, кто так активно распространяет фейки и дезинформацию в Сети, не боясь ответственности, делать этого больше не смогут. Пользователи будут видеть, что канал не маркируется, а значит, он может быть потенциально опасным. Доверия к распространяемой им информации уже точно будет меньше, это как минимум. В идеале такие каналы должны вообще блокироваться, так как все честные и законопослушные владельцы крупных ресурсов однозначно войдут в перечень РКН и продолжат работать в белую", - говорит депутат Госдумы Антон Немкин.
"Закон получился максимально прост и дружелюбен к блогерам: набор данных минимален, а требование о предоставлении IP-адреса больше не предъявляется", - отмечает замглавы Комитета Госдумы по информполитике, глава РОЦИТ Антон Горелкин.
По его словам, все добросовестные владельцы каналов оперативно подадут в Роскомнадзор необходимые данные. "Убежден, что крайние меры в виде запрета на размещение рекламы, предусмотренные законом, Роскомнадзору применять не придется", - заявил депутат. Приказы правительства, безусловно сняли множество вопросов, уверена Таня Иванова, президент Ассоциации блогеров и агентств.
"Мы поддерживаем данную инициативу и мотивы Роскомнадзора ясны, потому что государство и рынок в части саморегулирования продолжают двигаться в сторону обеления. По мимо этого данная инициатива поможет бороться с мошенниками, которые выдают себя за администраторов каналов, также с точки зрения выявления нарушителей авторских прав это тоже положительная точка для рынка. Рисков для добросовестных участников рынка нет. Безусловно, у рынка уже возникают множество вопросов, такие как - нужно ли регистрировать коммерческие блоги, когда в приказах указаны персональные страницы или о целесообразности плашек о включении в реестр каналов. Но мы уверены, что на опыте маркировки Роскомнадзор активно будет общаться с рынком и большая часть вопросов будет урегулирована", -заявила Иванова "РГ".
Еще одна норма, вступающая в силу, касается мессенджеров и других сервисов обмена мгновенными сообщениями. Организаторы сервисов обязаны не допускать без согласия пользователя получение электронных сообщений от пользователей, которые таким сервисом не определены. Эта мера призвана защитить пользователей от спама.