Главные российские достижения в небе, на земле и воде представлены на выставке "Политехнический музей. Создавая настоящее"

На выставке в Петербурге представлены достижения российской техники
Когда в СССР появился первый робот? Почему на первом советском самолете кресла напоминали дачную мебель? Каких размеров достигал самый большой в мире вертолет? На эти и многие другие вопросы помогает ответить большая выставка Политехнического музея "Создавая настоящее" в петербургском Манеже.
Святослав Акимов/ РГ

"Ученые - те же фантазеры и художники: они не вольны над своими идеями", - однажды сказал знаменитый Владимир Вернадский. Этот проект Политеха - о мечтателях, влюбленных в свое дело, - ученых, которым под силу покорять небо, расстояния, болезни... И о внутреннем ребенке, который приходит в восторг каждый раз, когда пытается разобраться, как устроены великие изобретения человечества. "РГ" собрала пять экспонатов выставки, пропустить которые нельзя.

Робот-доставщик

Они бесшумно передвигаются по улицам города и доставляют посылки, не попадая под колеса автомобилей и не теряясь в пространстве. Информацию об окружающем мире робот получает с помощью лидара, который каждую секунду испускает миллионы безопасных для людей лазерных лучей. Они отражаются от предметов и возвращаются обратно, становясь точками облака. Так что мы, люди, для робота не что иное, как трехмерное облачко из множества точек.

На большом интерактивном экране доставщиком можно поуправлять: одно из заданий - перевести робота через дорогу. Кстати, одним из первых роботов в Советском Союзе был красно-белый низкорослый Сепулька - экскурсовод и символ Политехнического музея. Он водил посетителей по разделу "Кибернетика", умел озвучивать заранее записанный текст и перемещаться вместе с группой экскурсантов. Создали Сепульку к 90-летию Политехнического музея в 1962-1963 годах.

Судно на подводных крыльях

Смотреть на мир глазами изобретателей невероятно интересно. Ростислав Алексеев - один из тех ученых - мечтателей и романтиков. Он создал первое судно на подводных крыльях. Любопытно, что Алексеев был не только ученым, но и художником, спортсменом. Лекции на кораблестроительном факультете он совмещал с учебой в художественном училище. Увлекался парусным спортом и во время одного из соревнований решил придумать способ увеличения скорости яхты.

Проект судна на подводных крыльях, созданный в 1940-х годах, сначала был его дипломной работой. На время войны его отложили, но после ее окончания к нему вернулись. И к Фестивалю молодежи и студентов 1957 года на воду была спущена первая "Ракета". Потом появились и другие - "Метеоры", "Кометы", модельная линейка активно пополнялась. А современная "Комета" проходит ходовые испытания сейчас в Крыму.

Действующая модель экскаватора

Коллекция Политехнического музея славится своими моделями - максимально точными и наглядными, а главное, действующими копиями многотонных экскаваторов, буровых установок, двигателей. Одну из них, модель экскаватора Э1003 производства Воронежского экскаваторного завода из начала 1950-х годов, показали в Манеже. Для удобства у нее есть разрез, чтобы можно было видеть, как машина устроена внутри. Модель максимально приближена к своему старшему брату, реальному экскаватору, который использовался повсеместно на послевоенных стройках. Это находка для будущих инженеров и увлеченных моделистов.

Первый пассажирский самолет

Деревянный "Илья Муромец" - разработка Игоря Сикорского. Такие летали в 1914-1918-х годах, но до наших дней дожили только их модели. На борту такого самолета были спальня, ванная, в салоне стояла плетеная мебель, как на даче. Выбор материала был обусловлен не только стремлением создать уютное пространство, но и необходимостью снизить вес самолета. А еще одна примечательная деталь - наличие балкона для приятного времяпрепровождения. Скорости, на которых летали "Муромцы", позволяли на таком балконе играть в настольный теннис и заниматься физкультурой.

220 тысяч экспонатов насчитывает коллекция Политехнического музея

Самый большой в мире вертолет

Фото: Пресс-служба Политехнического музея

Внутри такого вертолета помещались автокраны на базе КрАЗа. К слову, эти грузовики сейчас запрещено использовать на дорогах общего пользования, потому что они просто не проходят по ширине. В-12 успешно летал с двумя такими автокранами на борту. Он обладал удобной двухэтажной кабиной, мог лететь в течение семи минут с брошенной ручкой управления. Плюс к этому низкие расход топлива и уровень шума.

Всего изобрели два таких вертолета. Один из них, реальный, не модель, сегодня выставлен в музее ВВС в подмосковном Монино. Его размеры впечатляют до сих пор.

Фото: Пресс-служба Политехнического музея

Цифра

220 тысяч экспонатов насчитывает коллекция Политехнического музея. Ожидается, что закрытое с 2013 года главное здание музея на Лубянской площади примет первых посетителей в 2025 году.

P.S. Выставка "Политехнический музей. Создавая настоящее" открыта в Манеже по адресу: Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, дом 1, до 9 февраля 2025 года.

Прямая речь

Алексей Фетисов, генеральный директор Холдинга Т1

- Без разработок великих изобретателей прошлого невозможно представить нашу жизнь, то, как мы работаем, проводим свободное время, общаемся друг с другом. Своими открытиями новаторы расширяют горизонты и двигают прогресс. Возрождение инженерной школы — не просто задача отрасли, а большая миссия, выполнение которой позволит и дальше стимулировать развитие науки и техники.

Подобные инициативы помогают популяризировать инженерное дело и повысить престиж профессии, а также показать, каким должен быть мир, где технологии служат на благо человечества и помогают решать самые амбициозные задачи. Выставка «Политехнический музей. Создавая настоящее» дает возможность юным талантам вдохновиться наследием выдающихся изобретателей, поэтому стать генеральным партнером такого события для нас особенно значимо. Инсталляции Холдинга Т1, представленные в рамках экспозиции, отражают наше восприятие мира – мы смотрим на все процессы через призму технологий. Посетители выставки смогут познакомиться на простых примерах с процессами создания цифровых сервисов и разработки современного ПО.