По данным минэкономразвития, на прошлой неделе цены на потребительские товары показали максимальный рост с начала июля - 0,27%. Если в июле рост произошел за счет индексации тарифов ЖКХ, то сейчас в "чемпионах" - плодоовощная продукция (за неделю рост на 1,74%) и сливочное масло (плюс 1,86%). В годовом выражении рост потребительских цен ускорился с 8,52% до 8,61%. При этом продовольственные товары дорожали значительно быстрее, чем непродовольственные - 0,48% против 0,12%. Из 107 позиций, которые входят в недельную потребительскую корзину, подорожало 84. Такого не было как минимум несколько лет.
Власти предпринимают меры для стабилизации цен на продукты. На днях Патрушев провел совещание по ценам на продовольственном рынке и поручил в ежедневном режиме вести мониторинг продовольственного рынка. По сообщению пресс-службы Патрушева, на совещании обсуждались "конкретные предложения по оперативным действиям, которые нужно предпринять, а также инструменты долгосрочного характера для увеличения производства различных видов продукции". Но какие именно - не говорится.
Ранее минсельхоз сообщал, что для сдерживания роста цен на овощи совместно с минпромторгом старается выстраивать долгосрочные отношения между торговыми сетями и поставщиками из стран СНГ. В помощь овощеводам и картофелеводам есть меры господдержки в рамках специального федерального проекта.
Похожие меры предпринимаются и в молочной продукции. Помимо привычного белорусского сливочного масла (до 90% от всего импорта) в Россию привезли иранское, индийское и турецкое сливочное масло. По данным Россельхознадзора, с начала года было ввезено 111,2 тыс. тонн сливочного масла - на 9% больше, чем год назад.
Да и свое производство растет - по данным Россельхознадзора, на 3,51% с начала года, до 384,3 тыс. тонн. В этом году в России должны произвести чуть больше 34 млн тонн молока (в 2023 году - 33,5 млн тонн). К 2030 году стоит задача увеличить производство до 38,5 млн тонн, рассказывала недавно министр сельского хозяйства Оксана Лут.
В этом году урожай картофеля примерно на 15% ниже, чем в прошлом году, подсчитывают в Картофельном союзе. На данный момент в организованном секторе собрано 6,7 млн тонн, а в прошлом году на ту же дату было 7,9 млн тонн, уточняет исполнительный директор союза Алексей Красильников. Оптовые цены сейчас вдвое выше, чем год назад, когда был получен рекордный за последние 30 лет урожай. Тогда цены упали "ниже плинтуса". Из-за снизившейся рентабельности площадь под картофелем в этом году агробизнес сократил. Плюс погодные условия оказались крайне неблагоприятными. А в ключевом картофелеводческом регионе - Брянской области - к этому добавились еще и ограничения, связанные с украинскими БПЛА, поясняет Красильников. Тем не менее своего картофеля хватит, заверяет он. А цены просто восстанавливаются после падения в прошлом году. По данным минсельхоза, сегодня картофель у производителей стоит 22,4 руб./кг, что ниже, чем, например, на аналогичный период 2021 года. И, пожалуй, единственное, чего ждут картофелеводы - "чтобы не мешали", то есть не вмешивались в рыночную ситуацию, говорит Красильников. Для потребителей складывающиеся цены на картофель вполне приемлемые, уж точно раза в два дешевле того же египетского, даже если завезти его без пошлин. А производителям текущие цены позволят хотя бы как-то восстановить экономику после прошлогоднего провала.
Рост цен на сливочное масло обусловлен, прежде всего, накопленным ростом себестоимости производства как готовой продукции, так и сырья, говорит гендиректор "Союзмолока" Артем Белов. Цена на сырое молоко увеличилась на 21,8% в сентябре в сравнении с сентябрем 2023 года. Но ситуация уже начинает стабилизироваться по мере поступления точечных импортных поставок и замедления роста спроса, в том числе окончания сезона мороженого. "В последние несколько недель в оптовом звене фиксируется снижение цен, что найдет свое отражение в розничной торговле, но через некоторое время", - отмечает эксперт.
В стратегическом плане необходимо и дальше наращивать производство сырого молока. Это должно быть и строительство новых ферм, и модернизация действующих животноводческих комплексов. А для этого в текущих экономических условиях с учетом длительных сроков окупаемости проектов и высокой инвестиционной емкости нужны доступные кредиты и прочие меры государственной поддержки сырьевого сектора, считает Белов.
В условиях общей инфляции, дорожающих средств производства, сырья, топлива, роста зарплат производителям сложно удерживать на одном уровне отпускные цены, признает президент Российского союза пекарей Дмитрий Семенов. Так, зарплата на хлебопекарных предприятиях за последний год выросла на 20-30%. Но у государства есть инструменты для сдерживания роста цен - в частности, интервенционный фонд. Если цены на зерно поднимаются, можно продать зерно из госфонда - дополнительный объем стабилизирует цены. Действенной мерой Семенов называет точечную поддержку малообеспеченных граждан.
Цена товара - это результирующая спроса и предложения на рынке. Поэтому есть один путь сдерживания и снижения цен - наращивание производства, уверен исполнительный директор ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрий Востриков.
"Для инвестиционной привлекательности производства продуктов питания необходимо поддерживать и гарантировать стабильную рентабельность, достаточную для расширения производства. К тому же сдерживание цен для всех категорий покупателей не имеет целесообразности, необходимо снижение цены для особо нуждающихся, а это может быть достигнуто персонализированными скидками для наиболее слабо обеспеченных слоев населения в части социальных товаров. При таком регулировании государству не потребуется выделения дополнительного финансирования, а покупатель получит снижение цен. У ретейла есть успешные примеры такого подхода, а производство при этом может развиваться", - считает он.
Предоставлять персонализированные скидки нужно на социальные продукты отечественного производство. А кому их давать, государство может определить по уровню дохода и своим базам (банковские карты, пенсионные удостоверения, многодетные и т п.). Глубину скидки по договоренности соглашениями возможно определить с федеральными сетями. Ценники можно в магазине подсветить для информации цветом, поясняет Востриков.
В свою очередь, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев заверяет, что наценка на ключевые позиции социально значимых товаров в крупных торговых сетях устойчиво снижается, составляя в среднем 5% на протяжении последнего месяца. Сети непрерывно мониторят ситуацию. И если возникают аномальные факторы, оказывающие влияние на ценовую динамику, ретейл старается нивелировать риски дальнейшего роста цен за счет механизмов саморегулирования. Также помогают стабилизировать ситуацию меры поддержки производителей со стороны государства, говорит эксперт.
В ведении минсельхоза ценовые параметры рынков сельхозпродукции. Из них на розничные цены наибольшее влияние оказывают изменения выпуска на рынке растительного масла, сахара, овощей, частично мяса и сырого молока, говорит вице-президент, начальник аналитического департамента Газпромбанка Дарья Снитко. В этом агросезоне были риски снижения выпуска сахара из-за снижения урожайности сахарной свеклы, но они не реализовались - предприятия отмечают высокую сахаристость и рассчитывают на хороший баланс спроса и предложения. Что касается масла и масличных, то действие экспортной пошлины, которая впервые за долгое время стала ненулевой на подсолнечное масло, очевидно - она уже демпфирует резкий рост на масло в рознице. С точки зрения сглаживания колебаний цен на внутреннем рынке экспортная пошлина проявила себя как реально работающая мера, считает Снитко.
За две недели, которые дали ведомствам для принятия мер, сделать можно не так уж много для стабилизации цен, но несколько снять напряжение реально, считает профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова Вячеслав Чеглов. Профильные министерства могут провести встречи с крупными производителями и отраслевыми ассоциациями по сдерживанию цен до конца года. А Федеральная антимонопольная служба (ФАС) активизирует проверки. Депутаты Госдумы могут выдвигать разные инициативы - от активизации импорта до регулирования цен. "Сами эти инициативы должны образумить производителей и торговцев", - считает эксперт.
А более действенные мероприятия требуют больше времени. В их числе - увеличение субсидий крупным производителям, введение или расширение временных импортных квот, временный запрет экспорта, укрепление курса рубля и другие, перечисляет Чеглов.