В колледжах появится новая программа по искусственному интеллекту: кого будут готовить и как

Минпросвещения разработало стандарт новой программы для среднего профобразования
Минпросвещения разработало стандарт новой программы для среднего профобразования. Специальность, по которой собираются готовить студентов в колледжах, описана так: "Интеграция решений с применением технологий искусственного интеллекта". Проект приказа опубликован для общественного обсуждения.
Колледжи будут готовить специалистов, которые смогут настраивать системы ИИ под конкретные задачи.
Колледжи будут готовить специалистов, которые смогут настраивать системы ИИ под конкретные задачи. / REUTERS

Предполагается, что студенты, поступившие в колледж после 11-го класса, будут учиться 2 года 10 месяцев, а выпускники 9-х классов - на год больше.

Правовые аспекты образования эксперты "РГ" разъясняют в рубрике "Юрконсультация"

Чему будут учить прежде всего? В программе - разработка кода для обучения искусственного интеллекта, администрирование баз данных, обучение готовых моделей искусственного интеллекта.

Новые программы в образовании - школьном, высшем или среднем профессиональном - всегда событие. Вот и в этот раз вопросов масса. Зачем такая программа в колледжах, если подобные уже есть в университетах? Кем смогут работать выпускники? И главное: готовы ли работодатели принимать в штат таких специалистов?

- Рынок труда остро нуждается в специалистах, которые могут использовать готовые ИИ-решения в разных областях экономики: от аграрного сектора до медицины, - прокомментировали "РГ" в министерстве просвещения необходимость новой программы. - При этом внедрение и адаптация таких решений требуют не столько глубоких знаний в области высшей математики и компьютерных наук, сколько понимания прикладных аспектов. Поэтому для успешной работы в этой сфере достаточно среднего профобразования с акцентом на практических навыках. В высшей школе подобные программы, как правило, сосредоточены на разработке алгоритмов и проведении научных исследований. Колледжи будут готовить специалистов, которые смогут быстро адаптировать и интегрировать существующие технологии на предприятиях, обслуживать и настраивать системы ИИ под конкретные бизнес-задачи. Таким образом, выпускники СПО станут своего рода связующим звеном между разработчиками ИИ-решений и конечными пользователями.

Как рассказал "РГ" гендиректор АНО "Цифровая экономика" Сергей Плуготаренко, сегодня в России наблюдается дефицит специалистов в области искусственного интеллекта.

- К 2030 году, по прогнозам Минэкономразвития России, необходимо ежегодно выпускать 15,5 тысяч специалистов в сфере искусственного интеллекта разного профиля. Также ежегодно необходимо около 10 тысяч профессионалов для внедрения ИИ-решений в отрасли экономики и социальную сферу. При этом сейчас только вузы готовят порядка 4,5 тысяч ИИ-специалистов в год, - отметил Плуготаренко. - В данной ситуации колледжи могут помочь закрыть потребность в отраслевых ИИ-специалистах. Это может быть как обучение представителей других профессий (агрономов, механиков и т.д.) дополнительным компетенциям, так и подготовка разметчиков данных и промпт-инженеров. Важно понимать: для успеха на рынке труда нужны не только теоретические знания, но и практический опыт. Поэтому эффективность обучения будет зависеть от сотрудничества колледжей с ИТ-компаниями.

К 2030 году необходимо ежегодно выпускать 15,5 тысячи специалистов в сфере искусственного интеллекта разного профиля

По мнению директора Московского техникума креативных индустрий им. Красина Лиана Табатадзе, при поступлении на новую специальность могут быть организованы дополнительные к конкурсу аттестатов вступительные испытания.

- Это может быть, например, тестирование на логическое мышление или базовые навыки программирования, собеседование на понимание специфики деятельности и мотивацию, - уточнила Табатадзе. - Так как новая программа предполагает углубленные знания по ряду дисциплин как в технической, так и в гуманитарной областях, то тем, кто захочет на нее поступать, точно понадобятся хорошие знания по математике и информатике, физике и иностранному языку. Математика и информатика - это основа для изучения специальных дисциплин, физика - системное мышление, понимание междисциплинарных основ, иностранный язык необходим для изучения технической документации.

Кем смогут работать выпускники новой программы?

  • Промпт-инженер
  • ML-инженер
  • Аналитик данных
  • Архитектор по ИИ
  • Инженер-робототехник
  • AI-разработчик
  • Дата-сайентист
  • Дата-инженер
  • Программист
  • Тестировщик
Мнения

Василий Овчинников, гендиректор Организации развития видеоигровой индустрии:

- У среднеспециального образования есть важное преимущество - его практическая направленность, в хорошем смысле узкопрактическая. Есть потенциал готовить для индустрии людей, которых доучивать нужно будет уже на следующий уровень специалиста, а не на базовый.

И очень хорошо, что под эту историю начинают подводиться образовательные стандарты. Главное - вести обучение в связке с индустрией, чтобы готовить студентов под требования их потенциальных работодателей.

Андрей Зарубин, вице-президент по науке и образованию ГК InfoWatch:

- Программа совершенно точно закладывает фундаментальные знания и умения, требует серьезных, углубленных знаний математики и физики, поэтому ее выпускники имеют все шансы на трудоустройство, причем в качестве не просто программистов, администраторов или специалистов по написанию промптов для GPT-моделей, а, скорее, инженеров, которые умеют применять имеющиеся платформы и алгоритмы ИИ в ИТ-системах, знают, как их интегрировать и совмещать.

Владимир Арлазаров, доктор технических наук, гендиректор Smart Engines:

- Учитывая нехватку специалистов по работе с искусственным интеллектом, выпускники колледжей могут стать большим подспорьем для стартапов, занимающихся внедрением ИТ-продуктов. Однако компаниям, которые разрабатывают ИИ-решения, нужны специалисты с высшим образованием и сильной математической подготовкой. Для работы с искусственным интеллектом нужен обширный объем знаний в программировании, накопленный несколькими поколениями ученых и разработчиков. Нужно минимум 5-7 лет учебы в университетах. Тем не менее с задачей интеграции выпускники колледжей способны справиться.

Елена Бочерова, исполнительный директор компании "Киберпротект":

- В России есть немало успешных примеров реализации аналогичных образовательных программ в вузах и колледжах, например, по подготовке специалистов в области программирования. Профили подготовки могут звучать одинаково, но в случае с колледжами основной акцент делается именно на практику, чтобы студенты сразу после окончания обучения смогли приступить к работе.

Новая программа заточена на разработку программного обеспечения и обучение готовых моделей искусственного интеллекта. Поэтому поступающие при выборе этого направления должны для себя честно ответить, насколько они готовы и желают углублённо изучать математику. Многое будет зависеть от знаний и практических навыков, которые нужно будет приобрести в ходе обучения. Будущим специалистам стоит обратить внимание на программы стажировок, которые предлагают индустриальные компании, и тематические конференции, которые помогут поддерживать актуальную картину мира.

Сергей Вотяков, руководитель Комитета РУССОФТ по ИИ:

- Считаю, что и школьная программа и программа в колледжах должна включать основы прикладного применения различных направлений ИИ. Это и генеративный ИИ, и компьютерное зрение, голосовые боты, программные роботы, робототехника.

Вообще, было бы здорово создать учебник "Анатомия роботов", где доступно объяснить, какие технологии применяются и где.

Нашей отрасли нужны специалисты с базовым ИТ-образованием, но с адекватными запросами. Колледжи вполне могут готовить "джунов" (начинающих специалистов), в то время как вузы обязаны выпускать как минимум "миддлов" (специалистов среднего уровня). И те и другие нужны в больших количествах.