Она закрывает цикл событий, связанных с коллекцией античного искусства. Пока тематический зал был закрыт для смены постоянной экспозиции, музейщики готовили временные выставки под общим названием "Открывая фонды". Так была показана графика западноевропейских и русских художников XVIII-XIX веков, которые охотно обращались к сюжетам из жизни античных богов, героев и философов.
Теперь для показа отобрали картины, скульптурные работы и офорты известных художников прошлого столетия: Валентина Яковлева, Сергея Романовича, Федора Семенова-Амурского, Вячеслава Павлова. Они творили в разных манерах и в разные периоды - тем интереснее сопоставлять их подходы к осмыслению античной культуры. Где-то можно увидеть прямые отсылки, где-то - лишь легкий след влияния.
Самые ранние работы принадлежат кисти Валентина Яковлева (1887-1919), который искал свой путь в искусстве в подражании старым мастерам, обращении к античным мифам и библейским эпизодам. Картины с характерными названиями "Венера перед зеркалом", "Туалет Венеры", "Три грации" сочетают академизм и оригинальность, это взгляд на традицию глазами человека начала ХХ века.
- Художник воспевает красоту и гармонию женского тела, прямо отсылает к Веласкесу и римской античной скульптуре, - пояснил "РГ" старший научный сотрудник, музейный хранитель Юрий Малик. - Он тщательно рисует убранство комнаты и утварь, которая могла быть представлена в гинекее - на женской половине дома. Здесь важен образ зеркала. Одна из работ даже написана на картоне, вставленном в раму из-под ручного стекла. Несмотря на кажущийся патриархальный характер античности, мы знаем, что она не подавляла женское начало, понимая, что без него невозможна гармония.
Вдохновлялся мифологическими сюжетами и Сергей Романович. Воронеж наряду с главными федеральными музеями обладает значительным собранием его работ. На выставке можно увидеть две картины по мотивам "Метаморфоз" Овидия. Одна - на сюжет калидонской охоты на вепря, где первенствовала прекрасная Аталанта: мужчины не хотели отдавать ей главный трофей, но влюбленный царский сын Мелеагр быстро поубивал всех обидчиков. Другая - "Вакханалия с огнями" - заставляет вспомнить картины Тициана и Рубенса.
- По тематике это прямое обращение к античности, но по стилистике, динамизму, некоей небрежности мазка Романович ближе к импрессионистам, - отметил Малик. - При беглом взгляде на его картины мы даже не различаем фигур. Истории из "Метаморфоз" - о Нарциссе, Ио и Аргусе - рассказаны и в графических работах. Они тоже необычны по стилистике: даже титан Аргус показан простым пастухом, художник как бы подчеркивает, что грозные мифические персонажи не были всемогущими. Крылья, сияние, громы и молнии - все это необязательно…
Воронежцев наверняка заинтересует зарисовка знаменитого земляка Василия Криворучко - набросок афинского Акрополя, сделанный простым фломастером. Место исторических и литературных событий предстает величественным и одновременно простым, заросшим чуть ли не лопухами.
Больше всего экспонатов - шесть картин и девять гипсовых масок - представляет художественный мир Семенова-Амурского. В отличие от других крупных мастеров, соединенных в этом проекте, он не использовал древнегреческие сюжеты как таковые, конструируя собственную вселенную. Тем не менее в ней немало символов, которые невозможно понять вне диалога с античностью.
- У Семенова-Амурского было два варианта картины "Философский спор". Более поздняя представлена у нас в постоянной экспозиции музея, она более мрачная и декадентская, а для проекта мы нашли раннюю - довольно яркую, живую, радужную. Античность - это не про упадок, грусть и трагизм. Это все равно вечная гармония, - напомнил научный сотрудник музея.
Из наследия Вячеслава Павлова взяли офорты из циклов "Одиссея" и "Сатурналии". Первый посвящен сюжету вечного странствия и возвращения на родину, одного из ключевых для европейской культуры. Художник сделал силуэты героев схематично-угловатыми, как на античных вазах. Второй напоминает о декабрьском празднестве сбора урожая, который существовал в период поздней античности.
В общий ряд встали произведения ныне здравствующих авторов. Плакетка "Падение Эллады" (1995) Валерия Малолеткова с падающей раненой девушкой, обернутой в белую ткань, аллегорически изображает закат целой эпохи. "Античный сюжет" (2014) Алексея Загородных с четырьмя музами или грациями на фоне догорающего вечернего неба.
- Здесь мы видим буквально прощание с античностью. Но, возможно, это, наоборот, некий ранний рассвет, потому что история развивается циклически, - предположил наш гид.
В запасниках нашли хрустальное блюдо с изображением гетеры, сделанное когда-то к юбилею музея. Из постоянной экспозиции позаимствовали керамическую вазу "Ольвия" с геометрическим орнаментом.
- Ольвия была одной из греческих колоний в Причерноморье. В росписи можно увидеть лабиринты или имитацию руин - некий срез археологических раскопов. Иными словами, античность к сегодняшней жизни ближе, чем кажется, - добавил Юрий Малик. - Почему художники раз за разом обращались к наследию этой культуры? На этой выставке мы представили тех мастеров, которые не шли по торному пути, а старались создать свой особый мир и начинали, скажем так, от истоков. В советские годы бегство в античность было отчасти связано и с духовными поисками. Не имея возможности в этих поисках обращаться к христианской культуре, ученые занимались Зевсом и Платоном, мифами и легендами, археологией… Это была безопасная почва для размышлений о сакральном, о метафизическом.
Справка "РГ"
Выставка "В диалоге с Античностью" продлится до 8 декабря 2024 года по адресу: пр-т Революции, 18. Подробности - на сайте mkram.ru или по телефону: +7 (473) 255-38-67.