Брутализм как архитектурное направление оформился в Великобритании в послевоенные годы, выделившись из модернизма и распространившись на другие страны. Он стал отражением эпохи, когда государства восстанавливали свои города после Второй мировой войны и заботились о создании принципиально нового мира.
Отличительной чертой этого архитектурного стиля стала работа с бетоном. Поэтому совсем не удивительно, что, когда экономика была в упадке, брутализм с его использованием дешевого материала вышел на авансцену строительства.
В Советском Союзе брутализм не только отражал возможности государства, но и ориентировался на социалистические идеалы того времени. Большинство объектов в этом стиле выполняли социальные задачи, например, жилые дома, научные учреждения, библиотеки…
Важно понимать, что название архитектурный стиль получил не из-за грубости и четкости форм, а благодаря материалу, лежащему в основе "брутальных" зданий. При их строительстве в большинстве случаев использовали необработанный бетон, который априори придавал объекту мрачность и серость. К этому можно добавить открытые элементы конструкции по типу балок, сочетание стекла и металла, минимализм и отсутствие декора. Но даже в этих условиях архитекторам удавалось создать нечто необычное, что впоследствии стало историческим достоянием.
Следы советского брутализма можно наблюдать на территории почти всего постсоветского пространства. Но если говорить об их наибольшей концентрации, это, безусловно, Москва.
Интересны в столице не только сами здания, но и их территориальное расположение. Если сопоставить карту "расширений" Москвы в разные десятилетия с ее современной территорией, можно заметить, что город разрастался по диагонали вверх и вправо, на север и восток.
В XVIII веке в Москве построили заградительное сооружение Камер-коллежский вал. Это была высокая земляная насыпь, которую сейчас можно сравнить с третьим транспортным кольцом, чуть вытянутым в сторону северо-востока. Затем, в 1908 году, появилась Московская окружная железная дорога (МОЖД) - по ее контуру сейчас проходит Московское центральное кольцо (МЦК).Обозначим эту часть города условно "исторической". К более современной относится территория, вокруг которой в 1962 году замкнулась Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД).
Безусловно, объекты советского брутализма расположены по всей Москве, в том числе в исторической ее части, однако наибольшее их сосредоточение мы наблюдаем именно на расширении от МОЖД до МКАДа.
Вряд ли мы найдем хоть один объект этого стиля в черте Садового кольца. Именно из него разрасталась Москва, сохраняя внутри исключительно историческое наследие. Для советского брутализма была характерна массовая застройка жилых зданий и комплексов на периферии и в новых районах Москвы - нужно было заселять образовавшуюся территорию. Поэтому оставшиеся "брутальные" объекты выросли как раз за пределами Садового кольца.
Тенденцию на "обживание" периферии можно проследить на примере Северного Чертаново. Дело в том, что в 70-е годы его начали отстраивать как образцовый коммунистический район. Он должен был стать примером для всего государства и прообразом для дальнейшей застройки. То есть именно окраина должна была стать своеобразным "центром" нового строительства, поэтому основная часть объектов - жилые дома и элементы инфраструктуры.
Сейчас брутализм как архитектурное направление вновь набирает популярность, особенно среди молодого поколения. Сложно назвать конкретную причину, по которой люди откликаются на эту "эстетику". Тем не менее в социальных сетях есть не один аккаунт, посвященный этому архитектурному стилю. Там публикуются в основном мрачные видео объектов под соответствующую музыку - они набирают много просмотров и лайков. По сути, эту ситуацию в архитектуре можно сравнить с восприятием электронной музыки на фоне остальных жанров. Для кого-то это просто "долбежка", в которой нет ничего прекрасного, а для кого-то - любимое звучание, сопровождающее по жизни. Так и с брутализмом: кто-то считает его мрачным пережитком прошлого, а кто-то - источником вдохновения.
Не стоит забывать и о том, что мода всегда циклична. Если джинсы на низкой посадке и леопардовый принт вернулись в тренд, почему бы не вернуться и советскому брутализму? К тому же, советская эпоха и все, что с ней связано, сейчас для кого-то предмет ностальгии, а для людей помладше - романтизации. Не зря ведь молодые ребята организуют фотосессии в стиле 90-х, "грабят" родительский гардероб в поисках той самой олимпийки и ждут новых поставок в винтажные магазины и секонд-хенды.
Если же рассматривать советский брутализм не с эстетической, а с функциональной стороны, он может предложить актуальные решения для современных проблем. Например, для массового жилищного строительства, как делалось в 70-е годы прошлого века. Сейчас, когда ключевая ставка Банка России продолжает расти, а массовая программа льготной ипотеки завершилась, вопрос о доступном жилье встал особенно остро. Брутализм, использующий доступные материалы, мог бы стать решением проблемы хотя бы частично и помочь в строительстве практичных многоквартирных домов. Особенно в условиях, когда плотность населения увеличивается, а территория ограничена. Или же решить вопрос общежитий и жилья для рабочих, не нуждающегося в архитектурных изысках и "украшениях". Это же касается инфраструктуры, не требующей особой декорации, - поликлиник, школ, библиотек. Для этих зданий особенно важны высокая прочность и долговечность, а "брутальные" материалы как раз отличаются своей доступностью и долгим сроком службы.
Безусловно, у этого стиля есть и свои минусы, иначе вся Новая Москва уже облачилась бы в брутализм. К недостаткам часто относят неэстетичность таких объектов. Их считают однообразными, мрачными и обезличенными. Современные застройщики и архитекторы стараются отходить от известных нам "панелек" и "хрущевок", заменяя их стройными рядами высотных новостроек. Также советский брутализм отсылает к определенной исторической эпохе, воспоминания о которой хотят хранить далеко не все, а тем более - отстраивать еще больше их источников.
Но нельзя забывать, что современный брутализм лишь основывается на своем советском предшественнике. Сейчас этот стиль всячески переосмысляется и адаптируется под современность. Так, например, в прошлом году одобрили проект нового жилого комплекса, состоящего из двух "геометрических" небоскребов. В его форме и размахе можно узнать черты брутализма, однако он будет выполнен не из бетона, а полностью из стекла. Благодаря этому может выглядеть совсем не мрачно, а, наоборот, футуристично и стильно. А в 2020 году в Новой Москве начали строить школу искусств в стиле брутализм. Согласно проекту, она сохранит "брутальные традиции" минимализма, но с интеграцией в современность - фасады будут выполнены не из бетона, а из чередующихся плитки и стекла.
То есть возвращение брутализма в архитектуру совсем не означает, что в той же Москве должны возводить огромные бетонные башни (хотя и в этом есть свой шарм). Современный брутализм не копирует советский вариант, а вдохновляется им. Такой подход немного меняет изначальную суть стиля с его доступностью материалов и быстрым строительством, так как современная адаптация требует больше времени и ресурсов. Поэтому имеет смысл говорить не о массовой застройке, а о "точечных объектах", которые постепенно уже появляются в столице. Они чтят традиции брутализма и отдают дань прогрессивному XXI веку, совмещая функциональность и эстетичность.