Лилия Колесникова думала, что знает о том, как растить детей, абсолютно все - ведь у них с мужем пятеро своих, от трех до 25 лет. Но, оказавшись в Школе принимающих родителей, как будто вышла на другой уровень. "Тренинги помогают максимально прочувствовать, понять те ощущения, о которых ты раньше и не думал, - говорит Лилия. - Например, благодаря им я теперь понимаю, что чувствует ребенок, приходящий в семью. Такие тренинги нельзя заменить ничем, даже самыми умными книгами, и я очень хочу, чтобы мой муж тоже окончил такую Школу".
В семье Лилии теперь уже семеро детей - приняли трехлетнего мальчика и восьмилетнюю девочку, такого же возраста, как и двое младших кровных ребятишек. "Получилось, как будто две двойни", - говорит счастливая мама. Не было трудного периода адаптации, все как будто сразу почувствовали родственную связь. "Двойняшки" стали неразлучны. "А как мне тебя называть, мама или Лиля?" - спросила как-то приемная девочка. Лилия не успела и рта раскрыть, как сын уже ответил новой сестренке: "Какая еще Лиля? Конечно, мама!"
Чтобы таких счастливых историй было как можно больше, в Новосибирске и созданы Школы принимающих родителей. Работают там в основном психологи. Главная цель, как рассказала Наталья Базылюк, начальник управления по вопросам несовершеннолетних, опеки и попечительства департамента по социальной политике мэрии Новосибирска, - раскрыть ресурсы, или родительские способности тех, кто хочет взять ребенка на воспитание. Или - и так, увы, тоже бывает - понять, что этих способностей нет. Если этого не сделать - возможны новые трагедии, так называемое вторичное сиротство, когда приемный ребенок возвращается из семьи, не способной его воспитать.
Важно определить и истинную мотивацию тех, кто хочет стать приемными родителями - важно прежде всего для них самих. Если они хотят помочь ребенку стать счастливее - это одно. А если ищут спасения от собственного одиночества - совсем другое. "Родители должны понять: ребенок - это не средство для решения их личностных проблем", - говорит Татьяна Гольман, начальник отдела Центра, которая занимается подготовкой тех, кто хочет стать опекуном или усыновителем. Кстати, главный принцип при устройстве детей в семьи - поиск родителей для ребенка, а не наоборот. Исходим из особенностей личности малыша - и подбираем ему тех, с кем он будет гармонично расти и развиваться.
Важно понимать, что подготовка к приему ребенка в семью - это серьезная перенастройка личности. Взрослым с помощью специалистов приходится осознавать собственные психологические травмы, преодолевать страхи - это тяжело и больно. Тренинги часто сопровождаются слезами. Некоторые, говорит Татьяна Гольман, так устают от этих переживаний, что отказываются от мысли взять ребенка еще на этапе обучения. И это тоже хороший результат - значит, они не готовы, в реальной жизни ведь будет еще сложнее.
Между тем поток желающих обучиться растет - у новосибирцев есть потребность дарить любовь тем, кто оказался ей обделен. Кстати, с этого года в Школу можно записаться онлайн.