Беспилотники хотят развивать за счет внебюджетных средств

С этого года беспилотные авиасистемы выделены в отдельный нацпроект. Отрасль на стыке авиации, IT и микроэлектроники находится еще на начальном этапе развития и предъявляет большое количество задач, которые предстоит решить. Как, например, внедрить дроны в воздушное пространство, чтобы они никому не мешали, как страховать дорогую технику, если страховщики отказываются это делать, и как развить отечественное производство комплектующих, когда гораздо дешевле купить все в Китае. В Совете Федерации развернулись на эту тему бурные дискуссии.
Отечественные комплектующие для дронов пока стоят в 5-8 раз дороже китайских, это мешает нарастить производство.
Отечественные комплектующие для дронов пока стоят в 5-8 раз дороже китайских, это мешает нарастить производство. / РИА Новости

До 2022 года беспилотная авиация в России находилась на уровне авиамоделизма, нынешнюю стадию эксперты определяют как "перинатальную", но при этом заявляют, что "ребенок" вполне жизнеспособен и даже имеет большие перспективы как в военной, так и в гражданской сферах: мониторинге, агросекторе, логистике.

"Основные приоритеты сейчас - нормативное регулирование, отечественные комплектующие, системные технологии, позволяющие взаимодействовать с другими воздушными судами и объектами наземной инфраструктуры, комплексная безопасность и среда развития, которая привлечет молодежь в эту сферу", - считает гендиректор Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиасистем "Аэронекст" Глеб Бабинцев.

По словам руководителя Росавиации Дмитрия Ядрова, для развития беспилотников уже внесен ряд изменений в законы, правительственные постановления, федеральные авиационные правила и нормативные правила использования воздушного пространства. Более того, ведомство предложило создать для дронов отдельный класс воздушного пространства с возможным названием "H".

"В первую очередь это касается полетов на низких высотах, порядка 300 - 400 - 500 метров. Соответствующие предложения внесены в Минтранс России. Они поддержаны в правительственной комиссии по транспорту", - отметил Ядров.

Главная задача - обеспечить коммерческую эффективность применения беспилотных авиасистем

Апробация беспилотных авиасистем проходит уже два года в рамках экспериментального правового режима, который позволяет обойти действующие нормативные ограничения, чтобы подтвердить эффективность технологий и найти изъяны в действующем законодательстве, рассказал директор департамента цифрового развития и экономики данных минэкономразвития Владимир Волошин.

"Сейчас 24 региона тестируют беспилотники в логистике, сельском хозяйстве, мониторинге. Ожидаем, что еще несколько регионов присоединятся в ближайшее время", - добавил он.

Замдиректора департамента госполитики в области гражданской авиации минтранса Андрей Иванов тоже акцентировал на этом внимание, подчеркнув, что в Воздушном кодексе страхование является обязательным. Минтранс, по его словам, не раз обращал на это внимание, но страхование находится в компетенции ЦБ, и Иванов считает, что регулятор мог бы поучаствовать в решении этого вопроса.

Еще одна ключевая проблема - это дороговизна производства беспилотников. Член Общественной палаты РФ Владимир Рогов подчеркнул, что отечественные комплектующие для дронов сейчас стоят в 5 - 8 раз дороже китайских и нужно еще как минимум три-четыре года, чтобы нарастить свое производство и выйти на уровень локализации в 70 - 80%.

В Томске до конца года будет запущен научно-производственный центр по разработке и производству беспилотников. "Сейчас главная задача - обеспечить коммерческую эффективность применения беспилотных авиасистем. До тех пор, пока перевозка беспилотником будет дороже, чем вертолетом, мало кто будет ее заказывать", - считает советник губернатора Томской области по беспилотным авиасистемам Сергей Хурсевич.

На примере перевозки бочки с топливом в 200 кг он пояснил, что у вертолета Ми-8/17 один такой бочко-час стоит 25 - 35 тыс. рублей. Поэтому, чтобы конкурировать с ним, беспилотный полет не должен обходиться дороже 10 тыс. рублей или 20 тыс. с учетом субсидии. Замгубернатора ХМАО Павел Ципорин подтвердил, что расходы по беспилотной доставке груза пока очень высоки. При этом он сообщил, что беспилотная авиация в их регионе неплохо развивается благодаря нефтяникам - 95% времени налета приходится на мониторинг трубопроводов.

Мнение

Практически все участники дискуссии сошлись во мнении, что вопрос финансирования национального проекта является критически важным. Минпромторг за счет федеральных средств стимулирует спрос на отечественные беспилотные авиасистемы, а также поддерживает разработку и производство беспилотников и комплектующих. Однако, как отметил член Комитета Совета Федерации по экономической политике Владимир Кравченко, финансирование в 2025 году по нацпроекту может сильно сократиться. Сенатор считает, что в таких условиях нужно пересматривать приоритеты и концентрировать ресурсы на наиболее важных направлениях, искать дополнительные источники финансирования и развивать международное сотрудничество для обмена опытом и технологиями.