Как рассказал заместитель руководителя департамента образования и науки Москвы Антон Молев, упор сделали на восьмые классы, потому что это те ребята, которые вот-вот достигнут возраста, в котором можно, согласно правилам дорожного движения, ездить на электросамокате. "Этим детям еще интересно обучаться, многие из них не ездили никогда на электросамокатах, в отличие от старших классов. Наша задача - заинтересовать и вовлечь в процесс обучения, - рассказал Молев. - Восьмиклассники, научившись управлять самокатом, поделятся полученными знаниями с другими: с родителями, родственниками, даже старшими товарищами. А значит, подспудно будут пропагандировать безопасную езду в городе".
По его словам, на обучение будет выделен один учебный день, целиком. Сначала пару часов теоретической части, потом - практика. Для школ составили график. Обучать их будут в 13 дворцах творчества, расположенных рядом со станциями метро. Первая, или флагманская школа открылась 12 ноября во дворце творчества "Бибирево", расположенного на улице Лескова. Первыми ее учениками стали восьмиклассники соседней школы №1412. В школе 5 восьмых классов. Ребят разбили на группы по 25 человек. На теории преподаватель Александр Сиротенко, педагог-организатор центра творчества, спросил про опыт катания на самокатах. И увидел лес рук, хотя по ПДД им всем бы грозил штраф. Но преподаватель превратил урок в настоящую игру. Ребята самокат взвешивали, пытались столкнуть, высказывали предположения почему нельзя то или другое. С горящими глазами ребята пошли на тренировочную площадку. Под нее здесь выделен гимнастический зал, переоборудованные для уроков вождения в аналог городской территории, но с безопасным мягким напольным покрытием. На нем разложили "гранитные камни" из пластика - это преграды, поставили вешки-конусы - их нужно будет объезжать для отработки координации движений, а мягкие шлагбаумы изображают въезд в ворота и прочее. Есть здесь и пешеходный переход, а на парковочном месте стоит пять настоящих привычных желтых электросамоката. Первые пять человек получают одноразовые шапочки и каски безопасности.
"Сначала отталкиваемся ногой, едем как на обычном механическом самокате, - инструктирует Александр Сиротенко. - На следующем круге даем газ и едем". На втором круге одна из девушек зарулила в камни, другая сбилась с курса и спешилась перед пешеходным переходом. Третья промахнулась с коридором. "А вы смотрите и учитесь, пока сами не встали за руль", - наставлял педагог. Через несколько кругов девушки освоились и уже вовсю газовали.
"Тяжело в первый раз, и территория маловата для маневра, - делится впечатлениями с "РГ" от первой в ее жизни поездки на самокате ученица Богдана Титова. - Но ничего, еще не вечер, научусь и тут рулить". Всего по правилам каждый ученик должен проехать не менее 25 кругов, выполняя различный комплекс упражнений. В конце получат сертификат о прохождении курса.
Еще одну ученицу, Ярину Калашникову летом учил кататься ее отец. "Но здесь интереснее, я даже на теории для себя много нового узнала, например, что делать, если заехала в лужу. И самое интересное, почему опасно кататься вдвоем - это же прямо урок по физике. Не буду нарушать, - говорит ученица. - Жалко, что только день выдали, я бы весной обновила навыки катания".
Как рассказал руководитель сервиса "Яндекс" Леонид Ясиновский, основная задача этой школы - сделать поездки в городе на самокате безопасными. "Такая школа должна помочь повлиять на снижение аварийности на дорогах, ведь многие просто не знают правила управления самокатом", - сказал он. А заместитель начальника госавтоинспекции МВД России по Москве Евгений Логиновский добавил, что чем больше в городе будет делаться для снижения аварийности с участием самокатов, тем лучше. "Я статистику не будут озвучивать, но она с каждым годом пока растет и сильно, - сказал Логиновский. - А должно быть уже наоборот. Мы за открытие таких школ. Открывать самим аналогичные школы у нас нет прав, но мы со своей стороны проводим с ребятами пятиминутки безопасности, думаю, что даже они приносят пользу, напоминая о правилах дорожного движения".
За 2023 год в Москве произошло 800 аварий с электросамокатами. Почти половина пострадавших в ДТП самокатчиков - в возрасте до 25 лет, больше 26% - тинейджеры в возрасте от 14 до 19 лет.
За первое полугодие 2024 года зарегистрировано более 400 аварий с электросамокатами, итоговая цифра аварийности этого года станет известна в конце сезона. Всего с 2020 по 2023 год количество таких аварий выросло в 22 раза.