Могут ли фермерские ярмарки сдержать цены на продукты в Калининградской области

В самом западном регионе страны продолжают расти цены на продукты. По последним данным Калининградстата, сливочное масло подорожало в среднем на 12 процентов, молочка - на 15-20 процентов в зависимости от наименования. Ожидаемо подтягивается и борщовый набор: в среднем на 10 рублей подросла стоимость лука, капусты и картофеля. Сетевики и производители грешат на возросшие издержки, фермеры тем временем говорят о том, что готовы удерживать приемлемые цены, но продавать по ним продукцию негде. В итоге власти решили вернуться к концепции сельскохозяйственных ярмарок и отдельных точек продаж для фермерской продукции.
Магазины могут предложить покупателям более широкий ассортимент, чем фермеры.
Магазины могут предложить покупателям более широкий ассортимент, чем фермеры. / Алексей Стригин

Об этом во время своего визита в муниципалитеты заявил губернатор Калининградской области Алексей Беспрозванных. Так, например, в Гурьевском районе, который является одним из сельскохозяйственных локомотивов региона, местные фермеры уже больше 20 лет выращивают овощи и картофель. Несмотря на всевозможные санкции и трудности со сбытом, валовой сбор удалось увеличить в два раза.

Главная загвоздка заключается в том, что хозяйство продает свой картофель по 20 рублей за килограмм, а торговые сети накидывают на него стопроцентную наценку. В результате на прилавках сетевых магазинов тот же самый корнеплод можно найти уже по 45 рублей за килограмм. Это большая проблема.

- Общение с фермерами говорит о том, что мы наблюдаем разницу между закупочной стоимостью овощей и итоговой ценой в магазинах почти в два раза. Совместными усилиями будем развивать ярмарочную торговлю выходного дня, чтобы продавать в каждом муниципалитете всю овощную группу по ценам, доступным для наших жителей. Посмотрим, как на такой подход отреагируют сети, ведь нужно создавать конкуренцию, - подчеркнул Алексей Беспрозванных.

Подобный опыт у муниципалитетов уже есть. Ярмарки выходного дня, например, были весьма популярны в городе Гвардейске. Там фермеры и местные предприятия продавали свою продукцию прямо на площади. Зачастую такие мероприятия превращались в настоящий праздник с музыкой, песнями и танцами. Однако история со временем заглохла, поскольку многие предприниматели начали жаловаться на растущие транспортные расходы, из-за чего возить большие партии товаров ради одного дня торговли стало невыгодно.

По этой причине власти региона прорабатывают совершенно новую концепцию по созданию круглогодичных торговых точек для аграриев. С них будут брать минимальную арендную плату за место, чтобы покрыть затраты на электричество, содержание и охрану. Проект поможет фермерам, которые не могут пробиться в торговые сети, реализовать свою сельхозпродукцию. В настоящее время под объект подбирают подходящий земельный участок.

Однако эксперты убеждены, что ярмарки, несмотря на всю их полезность и ценовую доступность для потребителя, смогут решить проблему с растущей стоимостью товаров лишь частично. Дело в том, что у готового продукта слишком много составляющих, которые зачастую не зависят от воли конкретного фермера.

- Мы по-прежнему крайне зависимы от других рынков. Например, молоко калининградские производители получают от собственных коров, но все корма, вакцины, упаковки и многое другое они вынуждены импортировать. Логистика дешевле не становится, поэтому издержки хозяйства вынуждены закладывать в конечную стоимость товара. Эти законы работают как для крупных агрохолдингов, так и для мелких фермеров, продающих продукцию с машин. Во многом из-за этого эксперимент с "голубыми" ценниками на социальные группы товаров себя не оправдал. Торговые сети просто не в состоянии удерживать стоимость, если она растет в закупе, - прокомментировал финансовый аналитик Артур Поляков.

Доводы эксперта подтверждают сами производители. Председатель Союза промышленников и предпринимателей Калининградской области Андрей Романов отметил, что цены на молочку, например, выросли из-за увеличившихся затрат на энергоресурсы и оплату труда. На протяжении последних пяти лет производители держали их на уровне ниже инфляции. В российском эксклаве молоко вовсе было одним из самых дешевых по стране, однако дальше игнорировать экономические реалии невозможно.

- Это общероссийская тенденция, и какого-то явного перекоса ценообразования по Калининградской области мы не наблюдаем. Далеко не каждый производитель мечтает о поднятии цен, поскольку для него важен стабильный рынок сбыта и платежеспособный покупатель. К сожалению, ни топливо, ни ставки по кредитам, ни удобрения не дешевеют. Мы должны как-то компенсировать эти издержки, поэтому себестоимость продукции повышается. До конца года не планируем менять цены, если не произойдет какой-то форс-мажор, - подчеркнул Андрей Романов.

Разница между закупочной ценой и розничной составляет 200 процентов

Калининградский ретейл к искусственному регулированию стоимости продуктов относится скептически. Да, отдельные магазины присоединились к региональной программе сдерживания цен на социальные группы товаров, однако это вынуждает отрасль использовать внутренние ресурсы. По словам генерального директора крупного ретейлера Алексея Елаева, затраты участников рынка выросли на 20 процентов, а цены на ту же молочку - на 12 процентов. Таким образом, торговые сети не инвестируют в оборудование и дальнейшее развитие, но рано или поздно это придется сделать. Тогда произойдет резкий ценовой скачок.

Ярмарки в этом плане позволят калининградцам существенно сэкономить. Главное, чтобы фермеры не стремились приравнять стоимость своей продукции к магазинной. Насколько механизм окажется эффективным, покажет время.

Кстати

Килограмм масла в Калининградской области стоит сегодня 1048 рублей. Такие данные приводит официальная статистика. В СЗФО это один из самых низких показателей. В целом за десять лет потребительские цены на этот товар выросли в российском эксклаве втрое.