Грузопоток по Северному морскому пути (СМП) до конца 2024 года достигнет рекордных 37,6 миллионов тонн. Об этом шла речь на заседании комиссии Госсовета РФ по направлению "Северный морской путь и Арктика", которое состоялось 13 ноября под председательством губернатора Мурманской области Андрея Чибиса. Уже сейчас по самой северной морской транспортной артерии перевезено 33,1 миллиона тонн грузов - примерно на 5,3 процента больше, чем в прошлом году. Кроме того, транзитные перевозки по СМП достигли рекордного объема в 3,8 миллиона тонн - на 43 процента больше, чем годом ранее.
- Северный морской путь - самый короткий морской транспортный коридор, который соединяет Азию и Европу и тесно связан со всей Арктической зоной России. В соответствии с поручением президента принят и утвержден правительством РФ план развития СМП. Завершена работа над федеральным проектом "Развитие Большого Северного морского пути" в рамках национального проекта "Эффективная транспортная система". Мы находимся в режиме поиска дополнительных решений, чтобы обеспечить выполнение поставленных президентом задач по развитию Арктики и Севморпути. Это требует больших инвестиций, но их стоит рассматривать как инвестиции в безопасность нашей страны, а не только с точки зрения коммерческой окупаемости, - подчеркнул Андрей Чибис.
По его словам, для этого необходимо актуализировать систему стратегических документов, касающихся развития АЗРФ и ее транспортной системы, включая Северной морской путь, с расширением горизонта планирования до 2050 года. Необходимо добиться, чтобы Северный морской путь стал коммерчески привлекательным для участников рынка грузоперевозок. Существует настоятельная потребность в актуальном анализе целевой грузовой базы и формировании сценариев грузопотока, в флоте высокого ледового класса, включая ледокольный. Дополнительно отмечена важность модернизации инфраструктуры и развитии транспортных узлов. В частности, предстоит расширять мощности ближних и дальних железнодорожных подходов к Мурманскому транспортному узлу, а также совершенствовать спутниковую группировку, необходимую для обеспечения бесперебойности и безопасности судоходства в арктических морях.
Не менее важно расширять и укреплять международное сотрудничество в Арктике путем реализации партнерских проектов в судостроении и развитии портовой инфраструктуры как на территории России, так и за ее пределами.
В истории Севморпути немало примеров успешной реализации экономических проектов, опыт которых заслуживает высокой оценки. Один из них - работа компании "Совкомфлот", которая пришла на СМП более десяти лет назад и благодаря которой удалось обеспечить вывоз углеводородов арктических месторождений без участия иностранных перевозчиков, подчеркнул заместитель председателя Морской коллегии РФ Игорь Левитин.
- Наша задача на этом этапе создать предприятие-перевозчик с балкерным флотом и контейнеровозами, - добавил он. - И сегодня такая возможность есть. У Росатома также есть ряд крупных логистических компаний, которые могут перевозить эти грузы. Ну и, конечно, одна из важнейших задач - обеспечить международный транзит на Северном морском пути. Тогда мы сможем сказать, что международный транспортный коридор СМП состоялся.
Но промышленное освоение Арктики невозможно без повышения качества жизни людей на Севере. На достижение этих целей направлен целый ряд предложений Андрея Чибиса, которые были единодушно поддержаны представителями всех арктических регионов. В частности, необходимо, чтобы мероприятия мастер-планов опорных арктических населенных пунктов имели приоритетный статус в национальных проектах. Еще одно предложение касается смягчения критериев предоставления субсидий регионам АЗРФ и необходимости зафиксировать лимиты в 100 миллиардов рублей инфраструктурных бюджетных кредитов для Арктики, выделенных на реализацию мастер-планов арктических и дальневосточных регионов. Также очень важно выработать стандарты арктической медицины по всем направлениям - профилактика, диагностика, лечение. Также министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков предложил увеличить коэффициент в рамках ОМС для арктических территорий.
В рамках всероссийского конкурса по создания комфортной городской среды следует предусмотреть запуск отдельного направления для регионов АЗРФ. Кроме того, арктическим субъектам нужно дать возможности направить средства от списания двух третей задолженности по ИБК на модернизацию жилищного фонда.
Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский отметил, что Андрей Чибис как глава комиссии взял на себя непростую задачу объединить все усилия арктических регионов и постараться сгладить существующую межрегиональную конкуренцию. Также он предложил сохранить для арктических регионов софинансирование реализации национальных проектов не только по капитальному ремонту жилых домов, но и переселению из ветхого и аварийного жилья на уровне в 2 процента.
- То же самое касается модернизации коммунальной инфраструктуры. У нас сегодня предлагается софинансирование на 35-36 процентов из регионального бюджета. Это неподъемно. Необходимо учитывать, что для арктических территорий с учетом специфики, климата, с учетом недофинансирования в первые двадцать лет постсоветского периода эта проблема наиболее актуальна. Уровень софинансирования должен быть сохранен в тех параметрах, которые определены постановлением правительства РФ, - подчеркнул Александр Цыбульский.
Губернатор Ямало-ненецкого автономного округа, председатель комиссии Государственного совета Российской Федерации по направлению "Молодежь и дети" Дмитрий Артюхов предложил членам комиссии дополнительно проработать тему северных надбавок.
- Вопрос северных надбавок является системным для всей Арктики. Мы неоднократно ставили этот вопрос перед главой государства и находили поддержку. Вопрос достаточно дорогостоящий и его решение идет медленно. Предлагаю в рамках комиссии продолжать вести эту работу. Выполнение всех стратегических задач, безусловно, связано с ключевыми федеральными полномочиями: безопасность, спасение, обеспечивающие функции. Важна укомплектованность штата, ротация влияет на квалификацию специалистов, - отметил Дмитрий Артюхов.
В Морской коллегии РФ рассматривается возможность создания единого комплексного национального проекта по развитию Арктики, отметил начальник управления президента РФ по вопросам национальной морской политики Сергей Вахруков. По его словам, в данный проект должны быть в числе прочих включены вопросы развития Северного морского пути и арктической портовой инфраструктуры. Необходимость формирования "арктического" нацпроекта вызвана тем, что сегодня программами развития Арктики заведуют различные министерства и ведомства, что не позволяет решать арктическую проблематику комплексно, применяя единый подход.
Алексей Чекунков, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики.
- Наряду с подготовкой и реализацией мастер-планов 16 арктических агломераций по поручению Президента России мы создали специальный реестр лучших практик жизни на Севере, доказавших свою эффективность в условиях сурового арктического климата, больших расстояний, полярной ночи. В реестр вошли 250 технологий, которые уже локально применяются в различных сферах: социальной инфраструктуре, транспортной системе, городской среде, сервисах для граждан. В их числе - система мониторинга вечной мерзлоты и технологии волнового контроля устойчивости зданий, гибридная энергетика, мобильная медицина, энергоэффективные технологии строительства жилья, системы городского освещения, теплые остановки, арктические фермы, автомобили повышенной проходимости и другие решения. Следующий шаг - внедрение и тиражирование лучших практик во всех арктических регионах.
Развитие Арктической зоны Российской Федерации является национальным приоритетом. Российская Арктика формирует около 15 процентов ВВП страны и около 20 процентов экспорта. На ее территории проживает почти 2,5 миллиона человек, что является самым высоким значением численности населения среди стран мировой Арктики. Каждый шестой рубль в российский бюджет приносит реализация экономического потенциала АЗРФ.