Эксперты назвали тех, кто активнее всего распространяет фейки в Сети

Наиболее активное взаимодействие с фейковым контентом наблюдается среди мужчин и женщин старше 40 лет с высшим образованием - более 50% действий по его распространению приходится именно на эту категорию пользователей. Таковы данные исследования АНО Диалог Регионы, представленного в Москве на конференции "Диалог о фейках 2.0". Одним из способов решения проблемы должно стать появление Международной ассоциации по фактчекингу, меморандум о создании которой был подписан в среду.

"Мы существуем в условиях информационного давления, информационной войны. Хакеры действуют сегодня под прикрытием иностранных спецслужб, фактически получив свободу рук. Фейки - одно из направлений борьбы с Россией, создание ложных смыслов, формирующих неуверенность и панику. Мы оказались к этому готовы, приняли соответствующие законы еще во времена пандемии. Возникла административная и уголовная ответственность. И мы не получили той волны фейковой информации, которую могли бы получить. Сегодня государство так же имеет возможности по контролю и пресечению такой деятельности", - заявил глава комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн.

Он добавил, что степень и скорость реакции на фейки зачастую является определяющей. "В информационной войне прав не тот кто прав, а тот кто быстрее выставил новость или кто быстрее отреагировал. Природа на терпит пустоты. И если не появляется официального комментария на волнующую людей тему, то это пространство неминуемо начинает заполняться фейками", - подчеркнул Хинштейн.

Наибольшее взаимодействие с фейковым контентом наблюдается среди мужчин и женщин старше 40 лет с высшим (55%) и средним (43%) образованием. Мужчины на 16% чаще взаимодействуют с непроверенной информацией, особенно по социально значимым событиям, отмечают авторы. Женщины старше 60 лет с высшим образованием чаще распространяют фейки, особенно о социально значимых происшествиях (28%), политике (26%) и здравоохранении (15%). При этом вызывает опасение, что растет доля молодых людей подвергающихся воздействию фейковой информации. В то же время, отмечают в АНО Диалог Регионы, фиксируется спад количества копий фейков в 2024 году по сравнению с 2023 годом на 33%. В 2025 году количество фейковых публикаций останется на сопоставимом уровне.

"Свято место пусто не бывает. Если вы не воспитываете своего ребенка, его воспитывает кто-то другой. Воевать с фейками надо, но нужно продвигать то, что вы считаете нужным и необходимым. В России среднее время потребления интернета на человека в районе 5 часов в день. Кто-то меньше, но кто-то и больше. И если мы это время не займем проверенной продукцией в том или ином формате, то это место будет занято кем-то другим", - отметил глава ИРИ, председатель общественного совета при Минцифры Алексей Гореславский.

Всего с 2020 года в России было выявлено 30 млн копий фейковых сообщений. К концу этого года, по прогнозам, число копий недостоверной информации может составить около 8 млн. Проблема фейков носит глобальный характер. Как отмечают эксперты, уже в ближайшее время, благодаря технологиям искусственного интеллекта объем сгенерированного контента в Сети превысит 50% и проводить фактчекинг, опираясь на какие-то "безусловные" источники, на поиск, станет практически невозможно. Для решения этой проблемы необходимы усилия многих стран. Сегодня ТАСС и АНО Диалог-Регионы подписали меморандум о создании Международной ассоциации по фактчекингу Global Factсhecking Network (GFCN).

На сегодняшний день в мире работают две фактчекинговые организации, но более 120 стран до сих пор ими не охвачены.

"Международная ассоциация по фактчекингу будет называться GFCN - Global Factсhecking Network. Если говорить про цели, то первое - объединение международного фактчекерского сообщества вокруг тех, кто разделяет наши взгляды и ценности. Второе - определение единых стандартов фактчекинга и системное обучение. Мы готовы брать на себя образовательную функцию, причем готовы выполнять ее как офлайн, так и онлайн на базе нашей "Мастерской новых медиа" и онлайн-платформы "Диалог ПРО". Третье - внедрение эффективного инструментария для борьбы с фейками", - рассказал Владимир Табак.

При этом речи о партнерствах с уже существующими организациями не идет. "Я абсолютно убежден в том, что у IFCN никакого партнерства с нами не будет, то есть даже если мы завтра придем, то они тоже с нами не захотят коммуницировать. У нас сейчас задача не в том, чтобы партнеры из IFCN были, у нас задача охватить, во-первых, те страны, которые туда не входят, во-вторых, тех, кто с нами хочет взаимодействовать", - сказал Табак.

Эксперты обращают внимание на изменение типов фейков. Одним из трендов станет снижение количества фейков в сфере, связанной с дефицитом продуктов, хотя сезонные появления фейков будут фиксироваться. При этом будет продолжаться сост фейков в категории, связанной с межнациональными отношениями. Еще одним трендов станет рост числа фейков, связанных с тезисами о цифровизации жизни в России, что связывают с недостаточным уровнем цифровой грамотности населения.