Все три дня в зале были аншлаги. В числе зрителей - много молодежи. Об этом и мечтал режиссер новой постановки Владимир Кехман, задумывая спектакль.
- Я надеялся, что молодежь, которая узнает, что всем исполнителям главных ролей в приглашенных и местных составах нет и тридцати лет, придет в театр. И молодая публика увидит ту эстетику, которую очень редко можно видеть сейчас в наших театрах, - рассказал режиссер-постановщик, отметив, что молодым певцам очень непросто выступать на огромной сцене НОВАТа. - Это камерный спектакль, поэтому художникам и декораторам необходимо было вывести действие на первый план. Чтобы зрители могли максимально близко получать эмоции от оперных исполнителей, которые в нашем спектакле в большей степени актеры.
Соавторами творческого проекта выступили музыкальный руководитель и главный дирижер НОВАТа Михаил Татарников и режиссер Юлия Прохорова. По их замыслу, "Евгений Онегин" - это еще и семейный спектакль.
- Я хотел отдать должное всем выдающимся спектаклям XX и XXI веков, всем "Онегиным", которых я люблю. Это постановки Станиславского, Покровского, Темирканова, Чернякова. Это четыре автора, которыми я восхищаюсь, и наша работа - дань уважения их великим спектаклям, - подчеркнул Владимир Кехман.
В его "Евгении Онегине" главный персонаж - Татьяна. Повествование ведется от лица ее мужа - князя Гремина. Его партию в премьерных спектаклях впервые в своей карьере исполнил выдающийся оперный певец, которого в свое время называли "лучшим Онегиным в стране", баритон Сергей Лейферкус. Он блистательно исполнил арию Гремина, признавшись, что не сразу согласился приехать в Новосибирск. "Не люблю я зиму", - посетовал 78-летний народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР.
Авторы создали классический оперный спектакль в современной эстетике. Спектакль начинается картиной великосветского бала в Петербурге. Среди гостей - Онегин, только что вернувшийся из-за границы. Ни путешествия, ни светские удовольствия не смогли рассеять его скуку. "Важный генерал" Гремин знакомит его с женой, блистающей в светском обществе. С изумлением Онегин узнает в ней ту самую Татьяну, которая некогда в юности признавалась ему в любви.
- Для меня это очень личная история, и мои собственные ощущения по отношению к этому произведению в течение моей жизни меняются, трансформируются, - рассказал дирижер-постановщик Михаил Татарников. - Наверное, каждый находит в "Евгении Онегине", в тексте Пушкина, в музыке Чайковского, что-то созвучное его личным переживаниям, что-то свое, очень близкое.
Потрясающе красивую сценографию к новому спектаклю создали народный художник России Вячеслав Окунев (он же работал над декорациями и костюмами к постановке 1994 года), а также художники Анна Ефремова (костюмы), Вадим Дуленко (видеоарт), Валентин Бакоян (световая партитура). Пластический рисунок спектакля - работа художественного руководителя балетной труппы НОВАТа Александра Омара.
Премьерные показы прошли с участием приглашенных солистов Санкт-Петербургского Михайловского театра, но партию Татьяны все три вечера исполняла солистка новосибирской оперы Кристина Калинина (сопрано). Кроме нее, эту роль репетировала Гульназ Шигапова, она спела Татьяну на предварительном показе. Партии Онегина и Ленского в премьерных спектаклях исполнили солисты Михайловского театра Семен Антаков и Сергей Кузьмин, новосибирцы Артем Акимов и Константин Захаров.
Кстати
Впервые на сцене Новосибирского театра оперы и балета "Евгений Онегин" П. И. Чайковского был исполнен уже через месяц после открытия театра - 23 июня 1945 года. Всего было показано семь сценических версий этого произведения - в 1945, 1948, 1955, 1976, 1991, 1994 и в 2019 годах (концертное исполнение на Малой сцене).