Это грандиозное полотно размером почти 3,5 на 4,5 метра было написано в 1961 году. Конечно же, выдающийся певец соцреализма вдохновлялся первым полетом человека в космос. Изначально "Покорители космоса" создавались как эскиз к большой мозаике, которая должна была украсить Дворец Съездов в Москве. Этим, кстати, объясняются некоторые особенности ее красочного слоя - смесь масляных красок и темперы, которые теперь добавят головной боли реставраторам Русского музея: изображение расслаивается.
- Разобраться, что же происходит с этими слоями, - задача технологов и реставраторов, - отмечает заместитель генерального директора по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Русского музея Сергей Сирро, - потому что Дейнека явно переписывал композицию и менял положение героев в пространстве.
Многофигурная композиция картины немного схематична - это тоже продиктовано ее предполагавшимся прикладным характером, переносом в смальту. Юноши и девушки с прекрасными одухотворенными лицами смотрят в телескоп, наблюдают за стартом ракеты, сами отлаживают космический аппарат. Интересно отметить, что среди деталей картины - кресла модной для того времени формы и букет цветов, а одежда героев - яркая, праздничная и очень футуристичная.
В Русский музей "Покорители космоса" прибыли из Саратовской области, где они были представлены на "Выставке одной картины" в честь 90-летия со дня рождения первого космонавта планеты на месте его приземления в апреле 1961 года - в "Парке покорителей космоса имени Юрия Гагарина". Однако постоянное место прописки монументального полотна - Луганский областной художественный музей, куда картину передали в 1962 году.
Из Луганска она не раз отправлялась в путешествия - экспонировалась в Бразилии, Италии, Китае, в 1975 году - на Международной выставке "30 победных лет" в Москве. Вернувшись из столицы, "Покорители" заняли центральное место в вестибюле Луганского художественного музея, однако в 2008 году в связи с началом капитального ремонта здания музея их сняли с подрамника, намотали на вал и убрали в запасники. Думали, что временно, - оказалось, на долгие 15 лет.
Специалисты Русского музея начали обследование картины в феврале нынешнего года, еще в Саратове. По словам Сергея Сирро, "состояние произведения вследствие несовершенных условий хранения вызывало серьезные опасения". Однако полотно удалось подготовить к экспонированию всего за три дня: устранить заломы, укрепить кромки, изготовить подрамник. Тогда же на уровне минкульта было принято решение о комплексной научной реставрации монументального полотна.
В июне 2024 года картину переместили в Государственный Русский музей. Реставраторам предстоит удаление поверхностных загрязнений с лицевой и тыльной стороны, укрепление основы, грунта и красочного слоя, заделка прорывов и трещин, тонировка утрат. Все это будет проходить на глазах у посетителей - специалистам предстоит работать прямо посреди постоянной экспозиции, за прозрачным экраном.
Весь комплекс работ предполагается завершить к концу июня 2025 года, "чтобы в будущем посетители могли увидеть картину именно такой, какой ее видел сам художник и первые зрители 63 года назад". Как сообщили в Русском музее, в корпусе Бенуа готовится выставка к 125-летию со дня рождения Александра Дейнеки, где будут представлены все главные произведения выдающегося советского художника-монументалиста, обладателя многочисленных наград, в том числе Ленинской премии и Большой Золотой медали Всемирной выставки в Париже. Обновленные "Покорители" займут на юбилейной выставке достойное место.
Как сообщили в Русском музее, в корпусе Бенуа готовится выставка к 125-летию со дня рождения Александра Дейнеки, где будут представлены все главные произведения выдающегося советского художника-монументалиста, обладателя многочисленных наград, в том числе Ленинской премии и Большой Золотой медали Всемирной выставки в Париже. Обновленные "Покорители" займут на юбилейной выставке достойное место.