Итак, о чем идет речь. Как пояснил "РГ" руководитель направления по взаимодействию с органами власти кикшеринговой компании Whoosh Сергей Карлов, на данный момент в кикшеринге сложилась уникальная ситуация: штрафы нарушителям правил могут выставлять как сотрудники ГАИ, так и сами сервисы. Предлагается перейти на стандартную работу с нарушениями Правил дорожного движения, когда штраф выписывает государство. Это поможет уйти от разного толкования правил со стороны сервисов аренды и отразится на соблюдении правил, поскольку самокаты станут частью единой системы контроля безопасности движения.
Текущая ситуация сложилась органически: на момент появления кикшеринга самокаты не значились в ПДД, поэтому сервисы вынужденно включились в процесс, отразив правила и штрафы в договорах оферты. Затем появились ПДД и получилось, что правила продублированы в двух обязательных для пользователей документах.
Дело в том, что изначально была заложена следующая система. Человек берет в аренду электросамокат и таким образом подписывает договор оферты. В договоре прописано, что за нарушения правил будут взиматься штрафы. Это было более чем актуально до того момента, пока не вступили в силу поправки в Правила дорожного движения, которые установили четкие требования для таких водителей. И вот тут возникла проблема. Сотрудники ГИБДД начали проводить рейды и выявлять нарушителей-водителей средств индивидуальной мобильности, оформлять на них постановления о штрафах. С другой стороны, сами кикшеринговые компании продолжают накладывать на этих нарушителей штрафы за нарушения, которые выявлены электронными устройствами. Получается двойное наказание?
Как пояснил "РГ" юрист Кирилл Муратов, никакого двойного наказания за одно и то же нарушение в данном случае нет. Дело в том, что водитель электросамоката наказывается сотрудником ГИБДД за нарушение Правил дорожного движения по Кодексу об административных правонарушениях. Штраф - 800 рублей. А кикшеринговой компанией - за нарушение договора оферты, который тот подписал. И это уже в рамках гражданского законодательства.
Нельзя дважды наказать за одно нарушение. Но в данном случае одно событие влечет за собой два разных наказания. И не просто по разным статьям, но и по разным кодексам. Для примера: водитель отвлекся, случайно выехал на встречную полосу. Случилась авария. Он получит наказание по КоАП. Как минимум штраф 5 тысяч рублей. А если при этом пострадали люди, то штраф или лишение прав будут назначены по другой статье КоАП: а там в зависимости от последствий - от 2,5 до 25 тысяч рублей. Но этот штраф не отменяет возмещения ущерба пострадавшему по гражданскому законодательству.
Вот точно такая же схема работает сейчас и в кикшеринговых компаниях. У них в договоре оферты прописано, чего не могут нарушать пользователи. И за какие нарушения по договору налагаются штрафы. Но налагаются они не за нарушения Правил дорожного движения, а за нарушения самого договора, который пользователь подписал. Причем штрафы довольно серьезные - гораздо круче тех, которые предусмотрены КоАП. Езда вдвоем на самокате у кикшеринговых компаний обойдется в 5000 рублей штрафа. А передвижение в состоянии опьянения - в 100 тысяч рублей.
Но действительно дублирование имеет место быть. Ведь, напомним, договор оферты был введен в оборот тогда, когда еще правил для электросамокатов не было. Теперь кикшеринговые компании готовы передать эти функции ГИБДД и оставить за собой только выявление тех нарушений договора, которые в ПДД.
Сервисы кикшеринга предлагают оставить в договоре оферты только штрафы за неправильную парковку, выезд на электросамокатах за зону поездок, а также использование этих транспортных средств несовершеннолетними. Дело в том, что в этом вопросе ПДД и договор оферты отличаются. По правилам разрешено пользование этим транспортом с 14 лет. По договору аренды - только с 18 лет. А значит, в этот четырехлетний промежуток сотрудники ГИБДД ничего применить к таким нарушителям не могут. А сама кикшеринговая компания может выставить им штраф 10 тысяч рублей и заблокировать аккаунт.
В Госавтоинспекции не понимают, чего хотят компании. Выявлять нарушителей на электросамокатах по камерам невозможно. Пока нет ГОСТа к регистрационным знакам на самокатах. Да и камеры не умеют их читать. Предоставление информации, которую получили сами кикшеринговые компании с устройств, которые установлены на этой технике, не поможет выносить штрафы в автоматическом режиме. Ведь такие устройства не прописаны в КоАП. Кроме того, чтобы попасть под автоматическую фиксацию, они должны быть внесены в метрологический реестр. А это будет посложнее и значительно дороже, чем внести поправки в КоАП.
А если информация с этих устройств, даже с указанием пользователя, поступит сотруднику ГИБДД, то он должен будет завести административное дело, вызвать к себе этого пользователя, побеседовать с ним... А если пользователь не придет? Ведь на административное дело дается только 2 месяца. В общем, ГИБДД такую проблему вряд ли захочет вешать себе на плечи. И раз в данной ситуации, как мы уже объяснили, противоречий законам нет, штрафуйте сами.