Судя по фильму Lee, который у нас вышел под названием "Великая", ей достаточно было небрежно сказать любому американскому солдату, что она Ли Миллер, и он уже понимал, что она с обложки модного журнала Vogue. Возможно, потому что солдаты любят рассматривать гламурные журналы с моделями, а Ли в молодости была знаменитой моделью.
Вторая мировая застала ее в британском издании Vogue, и она отправилась фотографировать войну. Женщин на войну не пускали - она на фронт проникла и прошла с фотокамерой огонь и воду. Ее фотосвидетельства высадки союзников, осады Сен-Мало и первого применения напалма, освобождения Парижа, страшные кадры узников Бухенвальда и Дахау вошли в летописи. А недавно уже в качестве узнаваемого персонажа-легенды она появилась как фотокор Ли в фильме "Падение империи".
О войне говорить не любила, о своей фронтовой работе не рассказывала даже сыну Энтони - он все узнал уже после ее смерти, разбирая фотоархивы. И, потрясенный, выпустил книгу о матери. Мы его увидим в фильме Lee ("Великая") - уже под занавес он скажет нам несколько важных слов.
Съемки фильма инициировала оскаровский лауреат Кейт Уинслет: прочитав книгу "Жизнь Ли Миллер", она влюбилась в свою будущую героиню. Картина стала режиссерским дебютом Эллен Кёррас - когда-то она в качестве оператора снимала Уинслет в фильме "Вечное сияние чистого разума". Издержки дебюта очень чувствуются в фильме, но игра Кейт Уинслет их с лихвой искупает: актриса ощущает эту работу как исполнение некоего священного долга перед историей и нашей памятью. Она играет Ли как главную роль жизни. Уже только из-за нее стоит смотреть картину - тем более, что если для американца имя Ли Миллер не нуждается в объяснениях, то большинство зрителей за пределами США имя автора скандально знаменитого "фото из ванной Гитлера" узнают впервые.
Сценарий построен без особых затей: он пункт за пунктом воспроизводит жизнеописание Ли - опустив ее карьеру юной модели, адепта и натурщицы знаменитых сюрреалистов и начиная с бомбежек нацистами Лондона. Будет только короткий флэшбек из мирных 30-х, уже омраченных предощущением большой войны: там на дружеском пикнике героиня встретит своего будущего мужа Роланда - художника-сюрреалиста и коллекционера. И пойдут батальные сцены, в которых она участвовала, проиллюстрированы самые душераздирающие страницы ее памяти: работа хирургов в фронтовом госпитале, шельмование толпой наголо обритых француженок, имевших несчастье полюбить немца; горы трупов в товарняках с евреями, голодные ожесточившиеся детишки из концлагеря, проникновение в берлинскую квартиру Гитлера на Принцрегентплатц и эксцентричное решение сняться обнаженной в ванне, где плескался фюрер… Все это обрамлено интервью, которое сын Энтони (Джош О'Коннор) берет у матери незадолго до ее смерти - вымышленным, в жизни так и не состоявшимся диалогом, в котором она наконец договаривает то, о чем всегда молчала. Кейт Уинслет в этих эпизодах особенно потрясает: она сыграла старость, умудренную травматичным опытом военного синдрома, с незабываемым лаконизмом, свойственным только большим мастерам. Ее Ли оказалась твердым орешком: характер скрытный, взрывной, не терпящий компромиссов, скрывающий под броней невероятную ранимость и способность принять боль другого как свою боль. Только стократно умноженную застарелой привычкой, не выпуская изо рта сигарету, обо всем увиденном молчать. Слова бессильны - обо всем этом кошмаре она расскажет в своих фото.
Для участия в картине приглашены суперзвезды: швед Александр Скарсгард на роль ее мужа Роланда Пенроуза, француженка Марион Котийяр, сыгравшая редактора французского Vogue Соланж д'Айен, английская актриса Андреа Райзборо в роли редактора британского издания Одри Уизерс, американский комедийный актер Энди Сэмберг в своей первой драматический роли корреспондента Life Дэви Шермана. Музыку к фильму написал один из самых востребованных кинокомпозиторов Александр Деспла.
Славный операторский опыт Эллен Кёррас дает знать: визуально все снято очень выразительно. Но режиссерского чутья, на мой взгляд, картине не хватает: в слишком напористой драматизации и без того трагических событий есть нарочитость, все слишком пафосно, чтобы выглядеть спонтанным. В этом смысле фильм сродни игре на рояле с до отказа выжатой педалью, и слезы, которые должны появиться у зрителя, уже щедро выплаканы на экране. К этому - банальность диалогов, обилие многозначительных, но пустых трюизмов типа "Бывают раны, которые невидимы глазу".
Добавим к просчетам и название, которое дали картине в нашем прокате. Во-первых, до сих пор весьма популярны американский и русский сериалы об Екатерине II с тем же названием, во-вторых при всем уважении к подвижнической деятельности фронтового фотокорреспондента отважной Ли Миллер надо признать, что определение "великая" ей стилистически не подходит: его обычно адресуют улетевшим в Лету небожителям.