Николай Цискаридзе рассказал, как сделать билеты на "Щелкунчика" доступными

Ректор Академии русского балета имени Вагановой и один из самых знаменитых артистов балета России Николай Цискаридзе провел пресс-конференцию в ТАСС.
Артем Геодакян/ТАСС

Цискаридзе напомнил, что 18 и 29 декабря в Государственном Кремлевском дворце пройдут показы волшебного и, пожалуй, самого ожидаемого балета года - "Щелкунчик". Для Цискаридзе это особенная постановка, ведь он танцевал ее на сцене Большого театра более ста раз.

"Эта музыка настолько прекрасна, что очень хочется просто сесть и получить от нее удовольствие. Академия готовит новые составы, новых людей. И мне приятно, что все те, кого мы привозили в "Щелкунчике" в позапрошлом и прошлом году, уже сейчас танцуют в Большом и Мариинском театре. Они танцуют главные роли, и их представляют как мировых звезд, а это вчерашние наши студенты", - отметил с гордостью за учеников Цискаридзе.

Однако он подчеркнул, что особенный интерес именно к этому балету и ажиотаж, который он традиционно вызывает, имеет во многом искусственный характер.

"Дело в том, что вот это безумное, повальное сумасшествие по "Щелкунчику" - это абсолютная американизация, точно также как Хэллоуин или День Святого Валентина. Это два праздника, которые не имеют отношения ни к русской культуре, ни к нашему менталитету. Но дело в том, что все началось с Джорджа Баланчина, который, когда приехал покорять Америку, сделал школу и поставил "Щелкунчика". И вынужден был его показывать каждый вечер для того, чтобы просто прожить. С этого момента "Щелкунчик" пошел по миру, и, если вы будете в США, просто в любом городе и каждой школе будет своя версия "Щелкунчика". Вы будете смеяться. И у нас это тоже началось", - считает Цискаридзе.

Подробно Николай Цискаридзе остановился на ценообразовании билетов в Большом театре. По его мнению, сегодня их покупку может позволить себе крайне малое количество людей. А некоторые никогда не смогут приобрести вожделенный билет на показ любимого балета.

"Как любой человек, который возглавляет серьезную большую организацию и подписывает зарплаты два раза в месяц, я точно знаю, сколько стоит труд педагога, сколько стоит труд уборщицы, повара и так далее. И когда я вижу цены в главные театры нашей страны, я понимаю, что есть категория людей, которая никогда не сможет себе позволить купить даже один билет или сходить семьей. Это физически невозможно", - считает он.

Николай Цискаридзе рассказал, что в 2014 году Большой театр праздновал 500-й показ балета "Щелкунчик" в постановке Григоровича.

"Если говорить серьезно, то не могут спектакли в ноябре, в начале декабря стоить столько же, сколько на рождественской неделе и в дни Нового года. Я уверен, что это должно быть какое-то государственное решение - поставить границу цен на билеты в государственные театры. Не когда это коммерческое мероприятие, а когда государственный театр. Как был ГОСТ, допустим, в Советском Союзе. Почему билеты не стоили больше 3 рублей 20 копеек? Ну, 3,50 рублей, но точно не больше четырех рублей. Потому что там высчитывали экономически очень серьезно. Для того, чтобы искусство было доступно для всех слоев населения", - считает он.