Сейчас у ВТБ 1,1 миллиона акционеров. Рост составил 25 процентов за год. При этом наблюдается существенное омоложение тех, кто приобретает акции ВТБ. 80 процентов акционеров - люди моложе 50 лет.
Десять лет назад картина была иная. У молодых людей другая инвестиционная стратегия, другие ожидания, другой подход к инвестированию. Это значит, что с ними нужно по-иному выстраивать коммуникации. Именно поэтому ВТБ усиливает личное взаимодействие с акционерами и клиентами в регионах, говорит руководитель службы по работе с акционерами Владимир Хоткин.
ВТБ в Татарстане - один из лидеров среди региональных подразделений. Результаты работы команды под руководством Марьям Давлетшиной регулярно признаются лучшими в сети. Сегодня каждый третий экономически активный житель Татарстана пользуется услугами ВТБ, хотя год назад к ним прибегал лишь каждый четвертый.
За год банк показал хорошую динамику по росту активной клиентской базы. В республике в настоящий момент у ВТБ насчитывается 600 тысяч клиентов - физических лиц, прирост с начала года составил 80 тысяч. Рост клиентской базы в основном связан с расширением сети офисов в городах от 30 до 50 тысяч человек, обновленной программой лояльности и перезапуском концепции семейного банка.
Сегодня в Татарстане работает 35 офисов банка, а до конца года планируется открыть еще семь, в том числе небольшого, легкого формата. Показательный пример с Заинском. Первоначально там открылся офис легкого формата, с двумя сотрудниками. Но вскоре из-за наплыва клиентов уже стало понятно, что городу нужен полноценный офис из пяти человек.
Таким же образом будет развиваться ситуация и в других небольших населенных пунктах. Сначала появится маленькое представительство банка, а когда бизнес наберет обороты, оно перерастет в полноценное. В ближайшее время появятся офисы в Буинске, Кукморе, Арске, Азнакаево, Нурлате, Набережных Челнах и Менделеевске.
На первое ноября текущего года кредитный портфель корпоративных клиентов ВТБ в Татарстане составил 337 миллиардов рублей. Здесь финансовая организация показывает лучшие в стране результаты: прирост на 38 процентов с начала года. При этом блок среднего и малого бизнеса составляет 118 миллиардов, рост на 15 процентов.
Крупный инвестиционный бизнес тоже активно растет - на 55 процентов, или 78 миллиардов в денежном эквиваленте. Кредитный портфель его составляет 219 миллиардов рублей.
Что касается розничного бизнеса, то его объем в банке оставляет 262 миллиарда, рост на 26 процентов. Впрочем, в розничном кредитовании в связи с жесткой денежно-кредитной политикой ЦБ наблюдается замедление.
За девять месяцев этого года банк выдал на 14 процентов розничных кредитов меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Прежде всего снизились продажи ипотеки. ВТБ в этом сегменте выдал 33,7 миллиарда против 52 в прошлом году. Это минус 35 процентов. По семейной ипотеке в этом году выдано 13,6 миллиарда рублей, в 2023-м - 17 миллиардов.
На фоне заградительных ставок все же есть определенная положительная динамика. Например, выдачи IT-ипотеки выросли более чем в 2,5 раза. Если в прошлом году за девять месяцев банк предоставил по этой господдержке 2,2 миллиарда рублей, то в этом - шесть миллиардов.
Спрос на кредиты наличными год к году сократился на девять процентов. Подавляющее число таких кредитов банк выдает онлайн. Это свидетельствует о том, что людям удобно пользоваться мобильным приложением и брать деньги, что называется, не выходя из дома.
В то же время выдачи автокредитов выросли в 2,8 раза, но уже в четвертом квартале из-за повышения утильсбора и ужесточившейся риск-политики регулятора представители банка ожидают сокращения продаж и в этом сегменте.
- Мы поднимаем ставки по накопительным счетам, - говорит Марьям Давлетшина. - С 18 ноября эти ставки будут действовать в течение трех месяцев. Также у нас обновились условия и по депозитам. На депозиты, комбинированные с программой долгосрочных сбережений, ставка также увеличится. Это программа софинансирования со стороны государства, но здесь есть определенные ограничения по сумме. Данное предложение будет интересно для пенсионеров.
ВТБ принял новую стратегию своего развития до 2026 года. В банке ставят задачу выйти на новый уровень прибыли. До 2022 года там уже достигали уровня возвратного капитала 15 процентов и выше, и это тогда считалось очень хорошим показателем. Теперь же цель стоит довести возвратный капитал до 25 процентов.
Основные цели новой стратегии ВТБ:
• масштабирование розницы;
• активное усиление позиций в регионах;
• бесшовное обслуживание клиентов между бизнес-блоками;
• изменение структуры фондирования;
• усиление рыночных позиций в международных расчетах;
• достижение технологического суверенитета;
• передовые решения на основе искусственного интеллекта.
Несмотря на то, что активно развивается рынок онлайн-услуг, в банке решили идти по пути развития офисов в офлайн. Прежде всего усиливаться за счет небольших офисов "легкого" формата.
- Конечно, мы развиваем все цифровые сервисы и активно внедряем искусственный интеллект, - говорит начальник Управления по работе с инвесторами Банка ВТБ Леонид Вакеев. - Это не значит, что в ближайшее время мы уволим половину сотрудников и роботы будут встречать посетителей. Это означает, что решения на основе ИИ будут помогать нам подбирать для клиентов более персонифицированные продукты. Но живое обслуживание никуда не уйдет.
По словам Леонида Вакеева, внимание также будет уделено технологическому суверенитету, то есть переходу на отечественное ПО и платформы. Чтобы никто не мог нарушить работу ни одного из звеньев банка.
Поскольку ВТБ и банк "Открытие" объединились, в следующем году состоится интеграция клиентов и продуктов в общую систему.
- В Японии и Великобритании были случаи, когда присоединяли банки друг к другу и часть клиентов на месяц теряла доступ к счетам, - рассказывает начальник управления. - Технологически этот процесс непростой. Но у нас есть опыт присоединения банков, и никогда не было масштабных сбоев.
Естественно, большое внимание уделено безопасности самих клиентов, чтобы мошенники не могли опустошить их счета. По словам Марьям Давлетшиной, если человек пришел за кредитом для злоумышленника именно в офис банка, подобные случаи пресекаются. Сотрудники постоянно совершенствуют свои процедуры общения с клиентами, что может вызывать раздражение у посетителя, когда тебя по 50 раз переспрашивают об одном и том же. Но иначе никак.
Другое дело - кредитование онлайн. Там сложнее отследить мошенничество, поскольку клиент оформляет кредит, не выходя из дома.
- У ВТБ для пенсионеров предусмотрена бесплатная страховка, защищающая их от случаев мошенничества, - говорит управляющий банком. - Это самая уязвимая часть населения. Если, не дай бог, пенсионер попадется на такую удочку и отдаст все немногочисленные средства, банк возмещает ему средства, но не более ста тысяч рублей.