Какие перемены обновленного Ленинградского вокзала ждут пассажиры

С августа здание Ленинградского вокзала закрыто на реконструкцию. Но как сообщил заммэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов, до конца 2025 года все работы будут завершены. Какие же перемены ждут пассажиров?
Проектирование обновленных залов идет одновременно с работами по демонтажу.
Проектирование обновленных залов идет одновременно с работами по демонтажу. / Первый проектный институт

Напомню, Ленинградский вокзал связывает Москву и Санкт-Петербург уже 173 года. Сюда прибывают пассажиры поездов дальнего следования, пригородных поездов, экспрессов, здесь они делают пересадку на Московские центральные диаметры, метро, наземный городской транспорт. Никак не влияет на график движения поездов и реконструкция: они продолжают прибывать и отправляться строго по расписанию. Только пассажирам сейчас приходится проходить сразу на платформы. Сориентироваться на месте им помогают сотрудники метро и РЖД.

Внутри тем временем идет не просто ремонт, поставлена задача вписать вокзал в современный ритм города. "Несколько месяцев назад мы приступили к одному из важнейших этапов - демонтажу, - рассказали в департаменте транспорта Москвы. - Параллельно с этим ведем проектирование обновленных залов. Каждую неделю проводим осмотр помещений вокзала и находим много интересного и исторического".

Большинство принявших участие в опросе хотели бы просто улучшить сервисы, которые уже были на вокзале

Чтобы узнать пожелания пассажиров, каким они хотят видеть обновленный вокзал, дептранс запустил опрос. Всего за 10 дней в нем приняли участие свыше тысячи человек. Выяснилось, что больше всего принявшие участие в опросе хотели бы просто улучшить сервисы, которые уже были на вокзале. Чтобы и в будущем там работали аптеки, банкоматы и сетевые супермаркеты. Прозвучало и пожелание создать комфортную зону ожидания, оснастить ее зарядными устройствами и возможностью подключения к WI-FI. Есть также запросы на точки питания - рестораны и кофейни. Предлагают пассажиры и собственные варианты реконструкции. Создать, например, внутри вокзала зеленую зону отдыха, а еще коворкинг, чтобы в ожидании поезда можно было поработать. Предусмотреть площадки для пассажиров с детьми. Организовать удобный проход в метро без выхода на улицу.

Впрочем, анкета на сайте Московского транспорта не закрыта, поэтому идеи по поводу обновления вокзала можно оставить и сейчас. Но уже очевидно, что прозвучавшие пожелания совпадают с планами городских властей. "Мы полностью пересмотрели зонирование одного из ключевых вокзалов столицы, - написал в телеграм-канале дептранса Максим Ликсутов. - Создадим здесь современное пространство с новыми сервисами, в том числе социальными".

Весь первый этаж планируется отдать под быстрый и удобный проход к поездам. Залов ожидания и мест для пассажиров станет значительно больше. Будет создана и интеграция вокзала в двух местах с метро.

"Главное, чтобы историческое здание не стало очередным торговым центром, в первую очередь - это вокзал, - замечает историк железнодорожного транспорта Юрий Егоров. - Логично было бы в нем открыть музей первой железной дороги в России. Его, кстати, планировали сделать еще в 2013 году на втором этаже вокзала, куда ведет подлинная чугунная лестница. В километре от вокзала есть вагонное депо, которое обслуживает поезда, следующие по маршруту в Москву и Санкт-Петербург, и в нем размещена небольшая экспозиция. Документы, таблички с поездов, старинные билеты, фотографии, собранные еще в 80-е годы, могли бы переехать на обновленный вокзал и украсить его".

Снаружи Ленинградский вокзал не изменится - он объект исторического наследия федерального значения, а значит, как был, так и останется прекрасным близнецом Московского вокзала в Санкт-Петербурге.

Кстати

Судьба Рижского вокзала остается пока неизвестной. По последней информации с заседания РЖД, его все-таки хотят продать. Сумма сделки может составить 1 миллиард рублей.