Смоленские активисты назвали причину просадки трасс после ремонта

Асфальт покрылся трещинами, полотно съезжает к обочине, а обочины размыты дождями - результаты сравнительно недавних работ на автодороге Вязьма - Темкино - Нарытка оценили общественники из Смоленска. Они проверили несколько участков, в том числе те, которые стояли в планах ремонта на 2023 год. Рейд под эгидой ОНФ прошел в Темкинском районе в рамках мониторинга нацпроекта "Безопасные качественные автомобильные дороги".
Часть дороги отремонтируют по гарантии, но и это не решение вопроса, если не разобраться с движением по трассе перегруженной техники.
Часть дороги отремонтируют по гарантии, но и это не решение вопроса, если не разобраться с движением по трассе перегруженной техники. / Илья Наймушин/РИА Новости

- На одном отрезке, где асфальт клали в прошлом году, все было сделано по нормативам и поверхность выглядит крепкой. Но по ней активно ездят большегрузы с нерудными материалами. И местами дорога буквально раздавлена: там, где тонары заходят на поворот, полоса движения имеет глубокую просадку, края вдоль обочин можно снять руками! Есть участки, которые явно придется переделывать по гарантии. Но и это не решение вопроса. Если не разобраться с движением перегруженной техники из соседних карьеров, полотно долго не продержится, - рассказал член штаба отделения Народного фронта в Смоленской области, модератор тематической площадки "Безопасные качественные автомобильные дороги" Николай Яров.

Он подчеркнул, что в других регионах есть действенные программы по поддержанию сохранности автотрасс, и привел в пример Татарстан, где работает более 10 комплексов динамического весогабаритного контроля.

На другом участке той же дороги работы должны были идти в 2024-м, с мая по октябрь. Но уложить успели только нижний слой. Для верхнего, по данным "фронтовиков", не хватило материала. И в текущем году ремонт уже точно не завершат. А значит, "раздетая" дорога будет разрушаться. На ней уже видны провалы, трещины, сдвиги нижнего слоя - зародыши будущих ям.

- Самое обидное, что начали ремонт качественно: основание - гранитный щебень, материал для асфальтобетона правильный. Но после зимы этот слой покрытия придется, скорее всего, переделывать почти на всем протяжении участка, - пояснил Яров. - Мы считаем, что недопустимую ситуацию спровоцировало неграмотное планирование закупок со стороны бюджетного учреждения - СОГБУ "Смоленскавтодор". Имея два новых и незагруженных асфальтобетонных завода, нужно было своевременно закупить для них материалы, чтобы не допускать простоя в разгар сезона дорожных работ. Надеемся, что прокуратура проведет по выявленным нами фактам проверку и разберется, по чьей вине произошел срыв реализации нацпроекта на данном участке.

После зимы этот слой покрытия придется, скорее всего, переделывать почти на всем протяжении участка

В "Смоленскавтодоре" сообщили, что ремонт участка дороги Вязьма - Темкино - Нарытка закончат в 2025 году. Увеличение сроков объяснили тем, что проектно-сметную документацию нужно дорабатывать "в связи с возросшей транспортной нагрузкой, появившейся вследствие открытия в непосредственной близости нескольких карьеров". В обновленной ПСД намерены предусмотреть "локальное усиление дорожной одежды", благодаря чему верхний слой асфальтобетона не будет так разрушаться. "Повреждения на ранее отремонтированном участке устранят в рамках гарантийных обязательств", - заверили в СОГБУ.

В Темкинском районе ремонту подлежали еще два отрезка дороги. Один из них (Темкино - Власово - Федотково) значился в программе на 2023 год и не введен в эксплуатацию до сих пор. Срок исполнения продлевали до октября. Около пяти из 9,5 километра еще не доделано, а уже готовое полотно - неподобающего качества, его придется фрезеровать. На объект выделяли 222 миллиона рублей, заказчик - "Смоленскавтодор", подрядчик - ООО "ДМС".

- Известковый щебень, который применили при производстве асфальтобетона, - сомнительного качества и наверняка взят из местных карьеров. Мы подозреваем, что щебень по марке прочности - не более М800 (должен быть не менее М1000), так как видели под катком сплошные светлые пятна от камня, превращенного в пыль... Верхний слой покрытия во многих местах имеет неоднородную поверхность с продольными и поперечными трещинами. Там асфальт крошится даже руками, - отметил Николай Яров. - Обочины не отсыпаны. Перепады высот между ними и дорожным полотном - от 10 до 30 сантиметров. Барьерное ограждение отсутствует, на заездных карманах для автобусов не уложен верхний слой покрытия и нет разметки, не обустроены пешеходные переходы, нет дорожных знаков. До конца года доделать все это вряд ли удастся, то есть объект нацпроекта из плана 2023 года перейдет уже на 2025-й!

В задание на ремонт другого, 20-километрового участка дороги Вязьма - Темкино включили обустройство восьми автобусных остановок там, где пассажиров нет (с заездными карманами, тротуарами длиной 200 метров...), и озеленение обочин с посевом травы - в местности, где ее предостаточно.

- Чем можно объяснить такую расточительность, если не желанием увеличить цену контракта за счет работ, которые заведомо не будут выполнены? Для кого эти остановки делать - для лосей? Для сравнения: на другой дороге обустройство остановки не проводилось, хотя в 500 метрах находится деревня. На обочине стоит старый покосившийся павильон. Спасибо, хоть озеленять ее не стали, - добавил Яров.

Напомним, смоленское отделение ОНФ неоднократно предавало огласке проблемы с реализацией прошлогодней программы дорожного ремонта. В том числе - в сотрудничестве с "РГ". Судя по новостям с мест, выводы не были сделаны и дорожники наступили на привычные грабли. "Фронтовики" обратились к прокуратуре региона с просьбой проверить качество проектной документации и работ, проведенных в рамках нацпроекта "БКД".

Тем временем

По данным министерства транспорта и дорожного хозяйства Смоленской области, в 2024 году в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги" в регионе отремонтировали 287 километров полотна. Среди наиболее дорогостоящих объектов - 21,8 километра дороги Вязьма - Темкино (соединяет несколько деревень Темкинского района между собой и с райцентром), 19,7 километра трассы Рославль - Ершичи, 18,4 километра на маршруте Ярцево - Духовщина (ведет к федеральной трассе М-1 "Беларусь"). На федеральном уровне регион назван в числе лидеров по реализации нацпроекта "БКД" по итогам 2024 года.