Производителей топлива поддержат, нефтяникам увеличат налоги

Правительство с 2025 года меняет некоторые условия налогообложения для нефтегазовой отрасли. С одной стороны, нефтепереработка получит поддержку, а производители сжиженного природного газа (СПГ) - стимулы для развития. С другой - нефтедобывающие компании ожидает рост налоговой нагрузки. Также отдельно вырастут налоги для "Транснефти" и флагманского проекта "Лукойла" на Каспии. Закон с соответствующими изменениями в Налоговом кодексе публикует "Российская газета".
Бюджет сможет получить дополнительные доходы с нефтяной отрасли.
Бюджет сможет получить дополнительные доходы с нефтяной отрасли. / Сергей Михеев

Как отмечает заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич, решение об увеличении налоговой нагрузки на нефтяную отрасль носит внеплановый характер и обусловлено необходимостью мобилизации ресурсов в текущих геополитических и экономических реалиях.

Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) получили отсрочку на проведение модернизации и строительство новых мощностей переработки на своих предприятиях. Это позволит им продолжать возвращать уплаченный акциз на нефть (обратный акциз), направляемую на переработку на этих заводах, и получать инвестнадбавку (30% от обратного акциза). На модернизацию дана отсрочка - 3 года, но для ускорения процесса к обратному акцизу будет применяться коэффициент - 0,66 в 2026 году и 0,33 в 2027 году. Инвестнадбавку компании смогут получать до 2033 года, но ее объем не может быть больше, чем сами инвестиции.

Как пояснили "РГ" в Минэнерго, продление сроков для получения инвестиционной надбавки к обратному акцизу на нефтяное сырье позволит завершить программу модернизации НПЗ и обеспечить дополнительный приток инвестиций в российскую нефтепереработку.

Хорошие новости есть также для производителей СПГ на Ямале, а именно для компании "НОВАТЭК". С 2028 года обнуляется ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче газа и газового конденсата из ачимовских и юрских отложений на Ямале, если добываемое сырье направляется на предприятия для производства СПГ. Этим условиям соответствует Южно-Тамбейское месторождение - сырьевая база для завода "Ямал СПГ".

По словам партнера департамента налогового и юридического консультирования Kept Олеси Никифоровой, обнуление НДПИ на газ направлено на поддержку существующих арктических СПГ-проектов и является продолжением политики стимулирования освоения трудноизвлекаемых запасов газа.

Как отмечает доцент Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов Валерий Андрианов, едва ли обнуление существенно поможет стимулированию новых СПГ-проектов. Их реализации препятствуют совсем другие факторы, не связанные с налогами (СПГ-проекты и так имеют широкую гамму налоговых преференций). Главное препятствие - это отсутствие газовозов для вывоза сжиженного газа и санкции, введенные против перевалочных пунктов "на выходе" с Северного морского пути (СМП).

Также правительство утвердило разделение обнуления выплат нефтяникам по демпферу (компенсации из бюджета нефтеперерабатывающим заводам за оптовые поставки топлива на внутренний рынок по ценам ниже экспортных). Сейчас, если на бирже цена на бензин отклоняется более чем на 10% или по дизельному топливу (ДТ) на 20% от индикативной цены (установленной государством), то платежи не производятся по обоим видам топлива. С 2025 года выплаты будут обнуляться только по тому виду топлива, которое превысило пороговые значения в среднем за месяц.

Станкевич поясняет: разделение демпфера на бензин и дизель снижает риски обнуления выплат производителям топлива, что, как следствие, будет способствовать устойчивости и сбалансированности внутреннего рынка, сохранению объемов выпуска нефтепродуктов и сглаживанию ценовой волатильности.

А вот для нефтедобывающих компаний нагрузка вырастет. Во-первых, меняется методика определения цены российской нефти, используемой для расчета основного налога отрасли - НДПИ, который выплачивается с объемов добычи. Сейчас для этого используется стоимость нефти марки Urals (ранее основной экспортный сорт нашей нефти) в западных портах России плюс два доллара за доставку. С 2025 года в расчете цены нефти для налогообложения будет учитываться более дорогой сорт - ESPO. Он экспортируется из порта Козьмино на Дальнем Востоке и поставляется в Китай по нефтепроводу. Цена Urals будет считаться с коэффициентом 0,78, ESPO - 0,22. Плюс доставка.

По оценке главы Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константина Симонова, использование ESPO в расчетах поднимет цену нашей нефти на 1,8 долл. за баррель. Эксперт подчеркивает, что ФНЭБ не производил расчеты, насколько это увеличение цены нефти повлияет на объем платежей в бюджет, но есть сторонние оценки. По ним один доллар в цене российской нефти увеличивает доходы казны на 1,5-2 млрд долл. в год. То есть подорожание на 1,8 долл. - это 2,7-3,6 млрд долл. (290-390 млрд руб.) дополнительных налогов с нефтедобывающих компаний. Причем Симонов уверен, что следующим шагом будет увеличение стоимости доставки в расчете цены, что также отразится на итоговой стоимости нашей нефти для расчета налогов.

Также с 2025 года на 5 лет отменяется вычет по НДПИ на газовый конденсат, добываемый для производства широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) - пропана, бутана и проч. Это добавит бюджетной системе около 40 млрд руб. ежегодно, уточняет Станкевич.

Среди других изменений больше всего шума наделал рост налога на прибыль для "Транснефти" с 25% до 40% сроком на 6 лет. По словам Станкевича, компания будет отчислять в бюджет до 70 млрд руб. ежегодно, и она, в свою очередь, не оставит попыток дополнительной индексации тарифов на свои услуги.

Кроме того, с 34% до 40% поднят налог на прибыль для месторождения им. Филановского на Каспии, которое разрабатывает "Лукойл", при этом оно также имеет льготу по выплатам НДПИ (15% от цены нефти Urals). По словам Станкевича, повышение налога на прибыль для этого месторождения принесет бюджету дополнительно 10 млрд руб.

Симонов считает, что менять правила игры и повышать налоги для трудных, дорогих, высокотехнологичных, шельфовых проектов в корне неправильно. Такие проекты, наоборот, надо поддерживать, у нас большая часть шельфовой добычи - это Соглашения о разделе продукции с иностранными компаниями. Сейчас такой формат невозможен. А здесь полностью российский проект, которому мы повышаем налоги. Это может повлиять на дальнейшие инвестиции компании в другие проекты на Каспии и не только там, считает эксперт.

С этим мнением согласен заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", член экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрий Гусев, который подчеркивает, что любые повышения налогов для нефтяной отрасли сегодня неоправданны, тем более для шельфового месторождения, которое самостоятельно разрабатывается отечественной компанией.