Россияне стали запрашивать больше денег по автозаймам на ремонт машин

Средняя сумма займа под залог автомобиля в России выросла за девять месяцев на 17%, рассказали "Российской газете" в финтех-сервисе CarMoney. Существеннее всего увеличились суммы на автозаймы, которые берут на ремонт своей машины и квартиры: запчасти и стройматериалы заметно подорожали.
Средняя сумма автозайма выросла до 368 тыс. рублей, в основном из-за подорожания запчастей.
Средняя сумма автозайма выросла до 368 тыс. рублей, в основном из-за подорожания запчастей. / Сергей Михеев

Средняя сумма автозайма за девять месяцев составила 368 тыс. руб. в сравнении с 314 тыс. руб. по итогам того же периода прошлого года. Больше всего, по данным CarMoney, за год выросла средняя сумма займа на ремонт закладываемого авто. В 2024-м россияне стали запрашивать на эти цели на 25,8% больше средств, чем годом ранее: 263 тыс. руб. против 209 тыс. руб., отмечается в исследовании финтех-сервиса. Выросли и средние суммы по обеспеченным займам на крупные покупки и ремонт квартир - на 24 и 18,4% соответственно.

"Запросы заемщиков по сумме займов в потребительских категориях растут гораздо быстрее, чем по сегменту в целом, из-за динамичного роста цен на автозапчасти, крупную бытовую технику, строительные материалы, а также на услуги автосервисов и строителей", - считают авторы исследования.

Займы под залог автомобиля набирают популярность, поскольку вероятность получить их выше, а в банке можно столкнуться с отказом

Как правило, займы с наибольшим чеком оформляются предпринимателями под залог личного автомобиля. Средняя сумма автозайма, взятого для решения бизнес-задач, составила 0,5 млн. Под залог дорогого автомобиля и спецтехники заемщик может получить вплоть до 1 млн руб. на срок до четырех лет, при этом ставка по такому займу гораздо ближе к уровню банковских кредитов, чем в сегменте МФО, говорят в компании.

При таких займах ставки иногда могут быть даже ниже, чем по банковским кредитам, рассказала "РГ" Мария Ермилова, доцент кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Г.В. Плеханова. Залог в этом плане дает определенные гарантии компании.

"Рост средней суммы займа связан как с возрастающими запросами заемщиков, так и ростом стоимости автомобилей, служащих в качестве обеспечения, а также ростом более качественной аудитории заемщиков, обладателей более дорогих авто, - отметила Татьяна Благовещенская, коммерческий директор финтех-сервиса CarMoney. - Переток такой аудитории в залоговый сегмент во многом связан с увеличением ставок по необеспеченным кредитам, ростом ставки ЦБ, а также с введением более строгого регулирования в этой области".

Максимальная ПСК (полная стоимость кредита) по таким займам достигает, как правило, 100% годовых. Выдать автозайм могут и на 30-60 дней, и на год, все зависит от микрофинансовой компании.

"Займы под залог автомобиля получают распространение, поскольку человек может получить его с большей вероятностью, а в банке может быть отказ, - рассказала Ермилова. - Особенно если говорить о том, чтобы оплатить ремонт автомобиля".

Лимита по кредитной карте может быть сейчас недостаточно для оплаты того же ремонта, и ставки там нередко выше 50% после беспроцентного периода. Но как при любой просрочке, по займу начисляется штраф. А далее авто могут забрать в зачет оплаты кредита, напомнила эксперт из РЭУ им. Г.В. Плеханова. Поэтому если и брать такой займ, нужно адекватно оценивать свои возможности и риски.

Займы под залог жилья сейчас оформить нельзя, на них был введен запрет, что защитило граждан от потери квартир, ранее отмечали в ЦБ. В целом за десять лет была проведена большая работа по регулированию микрофинансового рынка. ПСК снижена с более чем 1000 до 292% годовых, и ограничены переплата заемщика по займу и максимальный размер неустойки. И на ближайшие три года ЦБ запланировал очередную реформу: с 1 января 2027 года будет допустим только "один заем в одни руки" с ПСК от 100% и с периодом охлаждения в три дня.

В сегменте кредитования тоже расширяются практики предоставления банками нецелевых потребительских кредитов под залог транспортных средств. Если до 2023 года их доля составляла менее 1% от всех предоставляемых потребкредитов, то во втором квартале 2024 года она превысила 3%, а у отдельных банков выросла с нуля до половины, ранее обращали внимание в ЦБ. И средний уровень ПСК по ним составил тогда 27%. Поэтому с 1 ноября ЦБ ввел более жесткие требования для банков, выдающих такие кредиты, чтобы ограничить рост долговой нагрузки граждан, кто тратит на платежи более 50% дохода.