Второй концерт Рахманинова, Первый Чайковского… Это был совсем недетский финал! Среди пианистов финалистами стали: 11-летний Владимир Карякин, 12-летний Марк Гротте и 13-летний Андрей Гончаров. В тройке лучших струнников оказались самые юные участники в этой номинации - 9-летний скрипач Лука Моромов, 10-летняя арфистка Корнелия Хармат и 11-летняя скрипачка Стефания Мохначева.
Острая и порой неравная борьба шла в номинации "Духовые и ударные инструменты" между 14-летними - флейтисткой Екатериной Ивановой, кларнетисткой Алисой Чередниковой и самой юной участницей юбилейного смотра - 8-летней перкуссионисткой Василисой Моисеевой. Участники боролись за "Золотого Щелкунчика" в атмосфере сказочного волшебного вечера…
Талантов много быть не может, но в очередной раз "Щелкунчик" открыл новые яркие имена и, кто знает, может быть, лет через 10-15 мы будем говорить с этими юными музыкантами как с уже состоявшимися артистами, - такими как Даниил Харитонов. В 11 лет он стал обладателем "Золотого Щелкунчика-2010" и получил спецприз телеканала "Культура". А в этом году Даниил - уже член жюри! Пианист поделился с "РГ", как изменился "Щелкунчик" за 14 лет со дня его победы.
Даниил, ваши ощущения: насколько изменился конкурс?
Даниил Харитонов: Ощущения невероятные! Это было так давно и одновременно совсем недавно… Изменения, если и появились, то они больше касаются технических новинок: теперь трансляции можно смотреть в интернете. А в целом, все по-прежнему. Мне кажется, это правильно, ведь сама по себе идея конкурса - проста и гениальна: юные музыканты из разных городов и стран устраивают для себя и слушателей настоящий Праздник музыки!
Вы впервые участвуете в работе в жюри? Каково судить еще не совсем опытных музыкантов?
Даниил Харитонов: Да, это мой первый опыт и сразу на таком знаковом для меня конкурсе. Огромная благодарность Ирине Никитиной за оказанную мне честь и доверие, ведь нужно учитывать не только высокий уровень данного состязания, но еще и его юбилейный статус в этом году!
Судить конкурс, как выяснилось, очень непросто. Быть конкурсантом, по-моему, гораздо легче: ты отвечаешь только за себя и свое исполнение. А вот на плечи жюри равномерно распределяется ответственность за каждого участника, за принятые решения и сказанные слова. Кстати, в случае судейства на конкурсе юных музыкантов очень хочется что-то подсказать, помочь полезным советом…
Невероятно, но между вторым и третьим туром вы успели слетать в Токио?..
Даниил Харитонов: Да. Это были два сольных концерта с двумя разными программами в один день, в общей сложности - около трех часов музыки. Этот проведенный мною музыкальный "марафон", включающий произведения Бетховена, Листа и Мусоргского, состоялся в одном из лучших залов Японии и мира, знаменитом Tokyo Opera City ConcertHall.
Что вам нравится в концертной работе пианиста?
Даниил Харитонов: Получаю огромное удовольствие от исполнения великих произведений музыкальной классики, знакомств с интересными людьми и эмоционального обмена с тысячами любителей музыки по всему миру!
Есть ли проблемы у пианистов вашего поколения?
Даниил Харитонов: У всех пианистов вне времени есть одна главная проблема, - мы часто зависим от местонахождения инструмента. Что касается моего поколения, тут стоит отметить прогресс среди медиа, СМИ и соцсетей. Ведь теперь благодаря современным технологиям можно быть услышанным в любой момент, в любой точке мира… Но, с другой стороны (впрочем, это проблема всех классических музыкантов), приходится конкурировать с огромными потоками информации и развлечений.
"Каждый музыкант должен быть прежде всего дирижером", - говорил Генрих Нейгауз. Как вы понимаете это выражение?
Даниил Харитонов: Учитывая, что я совсем недавно исполнял фортепианное переложение Пятой Симфонии Бетховена, то хочется ответить на этот вопрос буквально… Но, если серьезно, Генрих Густавович, думаю, имел в виду, что каждый музыкант, подобно хорошему дирижеру при работе с партитурой, должен одновременно видеть мельчайшие подробности и всю картину в целом. С этим я, конечно, согласен. Для пианистов это особенно важно, ведь наш инструмент по возможностям не уступает оркестру.
Финальное состязание в прямом телевизионном эфире на "Щелкунчике" отличается от соревнований в зале на публике?
Даниил Харитонов: Финал Щелкунчика, в первую очередь, проводится в зале, на публике. И не просто в зале, а в Концертном Зале имени Чайковского! Выходить на такую прославленную сцену, да еще в сопровождении оркестра - вот самая волнительная задача для юных музыкантов. А с прямыми эфирами нынешнее юное поколение, мне кажется, справится лучше каждого из нас.
Что вам дал конкурс "Щелкунчик"?
Даниил Харитонов: Очень многое! Причем, началось это с моего первого участия в конкурсе в 2006 году, когда мне было семь лет. Я прошел во второй тур и стал самым юным дипломантом за всю историю конкурса. Тогда я получил не только опыт выступлений на подобном уровне, но и сделал первые шаги в общении с телевидением. В дальнейшем, когда интервью стали частью моей жизни, мне это очень пригодилось. Победа в 2010-м открыла для меня двери лучших залов, дала возможность выступать на одной сцене с прославленными мастерами и оркестрами, а также подарила любовь множества поклонников. Более того, даже сейчас при общении с публикой после концертов иногда выясняется, что меня знают и помнят именно с тех "щелкунчиковских" времен...
Кто из ребят вам понравился больше всего, независимо от полученной награды?
Даниил Харитонов: Каждый из участников по-своему запал в душу и по праву может считаться частью большой семьи "Щелкунчиков".
Они вас вдохновляют?
Даниил Харитонов: Конечно, ведь невозможно остаться равнодушным, глядя на их способности, задор и желание творить!
В номинации "Фортепиано":
В номинации "Струнные инструменты":
В номинации "Духовые и ударные":
"Приз зрительских симпатий" получил пианист Владимир Карякин. Главную награду юному музыканту вручила президент Фонда "Музыкальный Олимп", председатель Попечительского совета конкурса "Щелкунчик" Ирина Никитина.
Международный телевизионный конкурс юных музыкантов "Щелкунчик" учрежден телеканалом "Культура" в 2000 году.
Юные артисты, не старше 15 лет, показывают на конкурсе свои творческие достижения, исполняя сложнейшие классические произведения и сочинения современных композиторов. Благодаря прямым телевизионным эфирам и онлайн-трансляциям всех этапов конкурса его участники получают известность в музыкальном мире и признание публики.