Анна, ваш дебютный фильм очень долго шел на экраны. Его восторженно приняли на фестивалях, но прокатного удостоверения он ждал целый год. Почему?
Анна Кузнецова: Нам не то чтобы запрещали, но говорили, что сейчас не время. 2023-й был годом учителя и наставника. "А вы дискредитируете образ учителя", - заявили мне. Закончился год, мы опять обращаемся за удостоверением. Говорят: давайте после выборов. Ну, ладно, давайте. Выборы прошли. А теперь подождем, когда правительство сформируют. Сотрудникам Министерства культуры нужно было понять, остаются они на своих местах или их всех меняют. Мы уже и надежду потеряли. Но вот они все остались на постах и выдали разрешение.
Дискредитируется же не образ учителя. Мне кажется, что высмеивается косность чиновников от образования и культуры, которые не способны оценить настоящее творчество. Вы их выдумали или подсмотрели где-то?
Анна Кузнецова: У нас были прототипы. Мы смотрели на жюри детских театральных фестивалей, примерно понимали, кто эти люди. Даже кое-что смягчили в сравнении с реальностью, чтобы совсем в карикатуру не впасть. Мне была важна история о проигрыше. Как быть, если ты чувствуешь, что проиграл по жизни, не вписавшись в конъюнктуру? У нас получилась трагикомедия. Правда, сейчас так не принято называть, говорят "драмеди". Немножко смешно, немножко грустно. Героиня Полины Кутеповой ничему не удивляется, она это все уже застала в советское время. Для более молодого персонажа Дарьи Савельевой такое в новинку. А дети вообще попали под раздачу. Они выросли в другом мире, их это пока напрямую не касается, только долетают какие-то брызги, но им потом с этим жить.
Не было ощущения, что этой историей вы немножко судьбу своей собственной картине напророчили?
Анна Кузнецова: Все-таки в итоге фильму нашему повезло больше, чем спектаклю, который ставили дети. Мы были очень тепло встречены и критикой, и кинематографическим сообществом. У нас есть и гран-при фестиваля "Маяк", и "Белый слон" за лучший дебют, и огромное количество положительных рецензий. Это поддерживало, давало надежду.
В картине много детских ролей. Долго артистов искали?
Анна Кузнецова: Тут сочетание сарафанного радио и конкурсного отбора. У нас играют дети друзей наших друзей. Для всех были пробы, кто был лучшим, тот и оставался. Бывает, что приходит ребенок и сразу начинает вести себя так, как его кто-то научил. Мы пробовали, но с такими не получается. Нужны естественные.
При детях были вожатый, психолог, педагог. Сложностей не было. Если только совсем мелочи. Например, детям тяжело плакать. Вот в аэропорту у девочки возникла проблема с билетом, но юная артистка не могла разреветься. И слезным карандашом водили по глазам, и грустные разговоры вели. 20 минут убивались, а она не плачет. Объявляю перерыв. И тут она расстроилась, что сорвала эпизод. И потекли слезы. Мы побежали обратно к камерам и сняли, как девочка плачет из-за того, что у нее не получилось заплакать.
У вас кино с участием Финляндии. Оператором стал Яни-Петтери Пасси. Как вам международное сотрудничество?
Анна Кузнецова: Планировалось полноценное русско-финское производство. Предполагалось, что фильм "Каникулы" смогут посмотреть в Финляндии. Фильм также был переведен на английский язык. Но, поскольку у нас финансирование от Минкульта, мы пролетели мимо европейских фестивалей по умолчанию. И в Финляндии тоже нельзя показать. Так что осталась лишь наша аудитория. А мне интересно, как фильм смотрелся бы там.
С оператором же нам очень повезло. Понятно, что незнание языка накладывает сложности. Оператор не понимает речи актеров. Ему кажется, что реплика закончилась. И он отводит камеру, а героиня продолжает говорить. Приходится обрезать при монтаже. Но это ерунда по сравнению со всем остальным. Пасси продемонстрировал невероятную культуру работы. Он старше меня и большинства съемочной группы. На момент съемок ему было 47 лет. А у нас очень много людей выгорает к этому возрасту. У него же азарт, включенность, как у двадцатилетнего. И это базируется на том, что у них совершенно другое отношение к режиму отдыха и работы. То есть у нас считается, что если ты не пострадал, ты не поработал. У меня не было выходных много месяцев. А у него их два каждую неделю. Еще на Западе снимают не по 12 часов, а по десять. И понимание, что ты должен отдыхать, что помимо работы у тебя должна оставаться какая-то жизнь, помогает долго оставаться в профессии. Я какое-то время обижалась. Почему мы все впахиваем, не спим, а у Яни-Петтери два выходных? Наверное, ему не нравится фильм? Наверное, не очень хочет работать? Нет, все не так. И у него есть чему поучиться. Потому что на съемках он был самым спокойным, адекватным человеком в этом бушующем хаосе форс-мажоров.
Что-то пошло не так?
Анна Кузнецова: У нас все пошло не так. Как раз была пандемия. Первую смену работали в аэропорту. У меня было просто ужасное состояние. Ведь я шла к дебютному полнометражному кино десять лет. И у меня один шанс. Пан или пропал. Сняла - и я режиссер. А не сняла - не режиссер. Ставки были запредельно высокие. Я даже не заметила, что заболела коронавирусом на съемочной площадке, потому что мне и так было плохо и страшно.
Потом мы уехали в экспедицию. По сюжету нужно было снять армянскую свадьбу. Но в Сочи не смогли найти армян в нужном количестве! Мне присылали одни и те же фотографии, я уже всех этих армян знала в лицо. Параллельно нам отказывали рестораны, так как опять были ограничения из-за штамма "Дельта". Наш корабль шел ко дну. И тут нашли настоящую армянскую свадьбу, на которой нам разрешили поснимать. Мне кажется, большинство гостей нас даже не заметили и не поняли, что оказались в кино. Зашли только актрисы и оператор. И наша камера была даже не самая крутая на свадьбе. Я сидела под столом, остальные прятались кто в гардеробе, кто в туалете. А актрисы жили своей собственной жизнью. Полина Кутепова сама нашла куда сесть. И все получилось прекрасно.
Знаю, что следующей вашей работой должен стать сериал. Это приз "Маяка" помог получить контракт?
Анна Кузнецова: Я начала работать над этим проектом за полгода до "Маяка", но благодаря "Каникулам", конечно. Продюсер посмотрел их, и через три дня у меня была работа. Сериал под названием "Дыши" уже снят, он выйдет в 2025 году на Okko. В главной роли - Марина Александрова, которая сыграла акушерку. И там есть трое подростков. Меня уже воспринимают как человека, снимающего школьников. Но у меня нет такого понятия, как тема. Есть хороший или плохой сценарий. Если классной истории нет, то вымучивать что-то специально про подростков я не буду.
Справка "РГ"
Анна Кузнецова родилась в Шахтерске ДНР. До "Каникул" сняла пять короткометражек. За это время успела побыть не только режиссером, но и сценаристом, продюсером, оператором и монтажером.