В министерстве обратили внимание, что российская фармацевтическая отрасль в последние годы существенно расширила мощности, компетенции и объемы выпуска. Если в 2023 году общий объем фармпроизводства увеличился к 2022 году на 7,2% в стоимостном выражении, или до 652 млрд рублей, то за первое полугодие 2024 года он составлял уже 360 млрд рублей, что на 14,6% больше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
За два года, 2023 и 2024-й, в стране открыто десять новых производственных фармплощадок, две - с возможностью производства фармсубстанций. А всего с 2010 года запущено 77 производств. В результате свои площадки по выпуску лекарств есть во всех федеральных округах России.
Россия продает за рубеж лекарства по 1362 международным непатентованным наименованиям (МНН) и по 2784 торговым наименованиям. В топе экспортируемых отечественных препаратов - вакцины, антибиотики, ноотропные и иммуностимулирующие средства, моноклональные антитела.
В первые 9 месяцев 2024 года у России закупали лекарства 126 стран: государства - члены ЕАЭС и СНГ, региона Латинской Америки, а также Ближнего Востока и Африки.
Наиболее крупные экспортеры российских препаратов - Казахстан, Беларусь, Узбекистан, Туркмения, Киргизия, Никарагуа, Азербайджан, Армения, Конго и Молдова.
В ближайшие годы продукция отечественной фармотрасли может нарастить поставки в Латинскую Америку, Азию, страны MENA, считает заместитель генерального директора по коммерции и развитию компании "Валента Фарм" Максим Пассер. Одним из драйверов расширения экспорта может стать богатый ассортимент лекарств российских производителей. Также зарубежных партнеров, скорее всего, заинтересуют новые оригинальные препараты или технологии.
"Концентрация на инновационных решениях может стать конкурентным преимуществом, оригинальные препараты гораздо привлекательнее с точки зрения покупателей",- подчеркнул он. Экспорт лекарств ведет к увеличению доходов российских фармкомпаний и, соответственно, экономики в целом. Также участие на международных рынках способствует улучшению качества и технологии продукции, потому что компании должны адаптироваться к международным стандартам. К тому же это может стимулировать к инвестированию в научные исследования и разработки новых препаратов. Развивая свои экспортные возможности, Россия сможет не только увеличить объемы производства, но и создать новые рабочие места, а также повысить конкурентоспособность своей продукции на международной арене. Кроме того, наращивание экспортных возможностей стимулирует модернизацию производств, внедрение передовых технологий и повышение качества продукции, что влияет и на удовлетворение внутреннего спроса. Экспортная ориентация позволяет компаниям масштабировать производство, что ведет к снижению себестоимости и, как следствие, более доступным ценам для российских потребителей. Выход на международные рынки также стимулирует инвестиции в R&D и создание инновационных препаратов.
Развитие экспорта лекарств может стать важным драйвером экономики, но успех возможен только при сохранении приоритета внутреннего рынка, отмечает председатель совета директоров "ЭкоТехХолдинг" Александр Гриф. "Поэтому важно продолжать наращивать производственные мощности, поддерживать научные исследования и активно продвигать российскую продукцию на международной арене", - заключил он.
В минпромторге подчеркнули, что в приоритете сегодня - обеспечение лекарственной независимости и национальной безопасности за счет производства в России по полному циклу лекарств из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Сегодня в него входят 819 МНН, из которых 698 (85,2 процента) могут производиться в России, в том числе 487 (59,5 процента от общего числа МНН-перечня) - по полному производственному циклу, то есть включая производство фармсубстанции.