Отель наших грез. Мюзикл "Последняя сказка" как шоу бизнес-класса

Начну с фразы, затертой до пошлости, но в этом случае самой точной: "Во-первых, это красиво!". "Последняя сказка" в МДМ - тот случай, когда безраздельно солирует художник-постановщик Максим Обрезков, это его бенефис, ему львиная доля аплодисментов.

Это сказочный мир, в который вписан зрительный зал. Огневые потоки обволакивают сцену, переливаются всеми красками радуги, выписывают вдали контуры гигантских мечетей, и, кажется, мы уже чувствуем жаркое дыхание пустыни; по залу шествует вереница верблюдов, над головами зрителей порхают диковинные птицы, светящиеся тюрбаны венчают макушки придворных евнухов, светящимися змеями прочерчены силуэты восточных дев, изучающими свет орнаментами испещрены кулисы, стены, потолки… Сценография сверкающего восточного шоу по изобретательности, размаху и талантливости фантазии превосходит все, что мы доселе видели на столичных сценах. Компания "Бродвей Москва" под компетентным водительством Дмитрия Богачева, переняв эстафету от знаменитой "Стэйдж энтертейнмент", демонстрирует убедительный пример "импортозамещения": богато, шикарно, талантливо, завораживающе, увлекательно. Как и положено в стационарном мюзикле, смотреть его люди идут во многом из-за фирменных спецэффектов: падающей люстры в "Призраке оперы", танцующей посуды в "Красавице и Чудовише", чудесных верблюдов и захватывающего дух ковра-самолета в "Последней сказке".

Сюжет, придуманный Антоном Лоскутовым, предполагает веселые сюрпризы: молодая пара Макс и Женя в канун женитьбы переброшена в восточную сказку, где обитают с детства знакомые персонажи от Аладдина с Джинном до Шехерезады с Султаном Великолепным, от Али-Бабы до Синдбада-Морехода. Идет всегда забавная сшибка древних предрассудков и строгих ритуалов с современным раскованным сознанием, конфликтные встречи разных культур и навыков (программка по этому случаю напоминает о Свифте с его Гулливером и Марке Твене с его Янки при дворе короля Артура). С ними у спектакля то отличие, что либретто не намерено высечь новые яркие мысли (не назовешь же новым хэппи-энд, когда влюбленные, в результате пережитых неурядиц пересмотрев свои жизненные ценности, наносят друг другу победный поцелуй!), а служит остовом для сценических аттракционов. Драматургия здесь если и грузит, то исключительно кондовостью диалогов, чаще всего утилитарно служебных, и отсутствием качественного юмора. Это чувствуют и актеры - играют без положенного жанру драйва, формально. Значительно интереснее тексты, написанные для музыкальных номеров Алексеем Иващенко: здесь есть лукавая игра фантазии, актерам есть где порезвиться на радость зрителям.

Конфликт главных героев основан на том, что Макс - типичный прагматик, человек бизнеса в навевающем скуку деловом костюме, а его Женя прямая ему противоположность: романтична, порывиста и хочет летать. Как такие лед и пламень могли сойтись в любовном экстазе, автор пьесы не объясняет, а непримиримость полюсов обнаружится, только когда влюбленные в пустыне будут ждать верблюдов для поездки в столицу восточных сказок. Макс сразу запросится обратно домой, у него утром деловая встреча, а Женя рвется в приключение и ради этого готова стать султановой невестой. В общем, на старте ситуация, возможно, и многообещающая, но в развитии не слишком оригинальная.

Для автора музыки талантливого Евгения Загота этот проект таил серьезные вызовы: он невольно вступал в состязание с таким классиком, как Алан Менкен с его шлягерами из фильмов об Аладдине, - по-моему, закрывшими эту тему. Писать такого Джинна заново - то же самое, что заново написать "Лебединое озеро": Чайковский исключил такую возможность раз и навсегда. Выход Джинна у Загота получился неплох, но сравнение было неизбежно не в его пользу. В целом музыка спектакля выстроена на звуковых перегрузках, когда вибрируют даже кресла, с имитацией то ритмов нынешнего Бродвея, то восточных пряных мелодий - в любом случае это территория, композитором еще не разведанная и не вполне освоенная. В результате рядом с интересно разработанными номерами ("Тысячи ночей" Шехерезады, финал 1 акта, "Ковер-самолет") много музыки безликой, неспособной запомниться, нет лейтмотивов и развитой музыкальной драматургии. Особняком стоит эффектный "Танец огня": публика сразу оживляется, заслышав знакомые позывные Sigidim Тархана в изощренной, как всегда, аранжировке Евгения Загота. Но одного, к тому же заемного, хита для трехчасового шоу, согласитесь, мало.

В спектакле заняты многие звезды, запомнившиеся по телеконкурсу "Большой мюзикл", но таков уж волшебный жанр: гримы, парики, феерические костюмы нивелируют исполнителей, и какой состав актеров вы смотрите, часто не имеет большого значения: характеры заменены масками, а качество гарантировано.

Стиль спектакля, ориентированного на массы, хлынувшие его смотреть, сформулирован много раз повторенным определением all inclusive, знакомым даже тем, кто не знает английского, но мечтает о Турции. Это уподобляет шоу пятизвездочному отелю с его избыточной роскошью и готовностью утолить любую из жажд. Осознанно или инстинктивно на эту "всевключенную" и потому ныне актуальную эстетику держали курс постановщики "Сказки" вплоть до хореографа Ирины Кашубы, снабдившей мюзикл танцами в духе тех, что показывают в амфитеатрах турецких пятизвездочников. Имитация удалась: огромный зал на Комсомольском проспекте в Москве стал тем ковром-самолетом бизнес-класса, что на три часа унес нас в турецкий отель наших грез.