С 1 января вырастут штрафы водителям. Что еще изменится в жизни автовладельцев?

Штрафы водителям вырастут в полтора раза с 1 января
Нарушать на дорогах в новом году станет дороже ориентировочно в полтора раза. Госдума приняла во втором и сразу в третьем чтениях закон об увеличении штрафов за нарушения Правил дорожного движения. Наказание ужесточается по 11 статьям. Кроме того, сокращается скидка на уплату штрафов. Если раньше можно было заплатить его половину в течение 20 дней с момента вынесения, то после вступления в силу закона - 75 процентов. Правда, в течение 30 дней.
Максим Блинов/РИА Новости

Например, штрафы за превышение установленной скорости движения на величину более 20 км/ч, но не более 40 километров в час вырастут с 500 рублей до 750 рублей. Если превышение составило свыше 40 и вплоть до 60 - с нарушителя возьмут от 1,5 тысячи до 2,5 тысячи рублей (вместо нынешних от 1 до 1,5 тысячи рублей). И так далее. Максимально же за превышение скорости с нарушителя возьмут 7,5 тысячи рублей, если он "обогнал" установленную планку более чем на 80 километров в час. Нынешний максимум - 5 тысяч рублей.

Увеличиваются штрафные санкции и за другие нарушения. Так, проезд на запрещающий сигнал светофора будет стоить нарушителю 1,5 тысячи рублей (сейчас - 1 тысяча рублей), а за повтор оштрафуют на 7,5 тысячи рублей вместо 5 тысяч. Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением тоже "подорожает".

Встречка повлечет наложение штрафа в размере 7,5 тысячи рублей вместо нынешних 5 тысяч. А за непристегнутый ремень безопасности вместо одной тысячи потребуют полторы.

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, "подорожает" для него с 30 до 45 тысяч рублей, это касается случаев, если такие действия не являются уголовно наказуемыми.

И это только часть изменений, которые благодаря принятому закону вступят в силу с 1 января.

Инфографика "РГ"/Александр Чистов/Татьяна Замахина

Отметим, что правительственные поправки были одобрены и в рамках второго чтения законопроекта на другую тему - о штрафе за повторное выявление авто без ОСАГО. Такой пункт в законе сохранился - нарушение повлечет наложение штрафа в размере от трех до пяти тысяч рублей (сейчас - 800).

Почему было принято решение о росте штрафов? Докладчик по проекту, первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Даниил Бессарабов ("Единая Россия"), подчеркнул, что санкции для нарушителей не пересматривались 10, 11 и более лет. "В условиях инфляции превентивная функция КоАП снизилась", - заявил он. По оценке депутата, главная цель не в том, чтобы брать больше с нарушителей. "Речь идет на самом деле о том, чтобы снизить аварийность на наших дорогах, защитить граждан, снизить количество административных правонарушений по критичным для безопасности на дорогах составам административных правонарушений", - отметил парламентарий.

Член думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции Джамаладин Гасанов (тоже "ЕР") привел "РГ" пример: "Штрафы за скорость были неизменными с 2007 года. Понятно, что за 17 лет ценность 500 рублей сильно изменилась, и многие водители сознательно нарушают скоростной режим. Ведь с учетом скидки за быструю оплату "стоит" такое нарушение меньше стаканчика кофе".

Его коллега по фракции Николай Будуев отметил, что пересмотрен и размер скидки за быструю оплату штрафа. "Это хороший инструмент, повысивший собираемость штрафов. Но в то же время многие стали воспринимать это как индульгенцию на нарушения", - добавил Будуев.

Однако стоит напомнить, что в свое время, до введения скидки на оплату штрафов, собираемость их не превышала и 30 процентов. Сейчас она переваливает за 98 процентов. Не платят только те, кому грозят серьезные наказания. Например, 30 тысяч рублей за управление в нетрезвом виде. Не сократит ли этот законопроект пополнение бюджета?

Стоит также напомнить, что Минфин подготовил поправки, которые изменят систему распределения доходов от штрафов. Как бы странно это ни звучало, но от штрафов тоже есть доходы. Более того, они планируются в бюджетах. Причем в бюджетах регионов, потому что до сих пор полностью шли к ним.

Но после соответствующей поправки в региональную казну будет поступать только 75 процентов штрафов. А оставшиеся 25 процентов будут перечисляться в федеральный бюджет.

Однако после того как штрафы вырастут в полтора раза, а скидка за быструю уплату сократится на четверть, региональные бюджеты не пострадают.