У Кустодиева нет суздальских пейзажей, как нет костромских или новгородских. Его городки, где тесно от ярмарочной суеты, где возница погоняет тройку, - плоть от плоти фантазии, ностальгия по ушедшему и уходящему. Когда у него спрашивали: "Так ведь это же Суздаль?", художник не пытался возражать, а только про себя отмечал: "Значит, получилось на жизнь похоже". В "кустодиевских красавицах", "кустодиевских женщинах" или "кустодиевской зиме" кто-то видел утопию. Но сам художник, воплощая в своих полотнах провинциальную Россию, милую и понятную его сердцу, верил, что воспеваемые им дух, красота и нетленные образы прошлого когда-нибудь возродятся снова. Необычна и развеска произведений. Архитектор Сергей Мешалкин представил полотна как хоровод левитирующих картин, будто парящих в воздухе. На каждое полотно любуешься, будто пейзажем в оконной раме.
Еще один парадокс из жизни художника, над которым размышляет суздальский проект, - как мастер, проживший всего 49 лет, страдавший опухолью спинного мозга и практически прикованный к инвалидному креслу, мог писать такие жизнерадостные светлые произведения. Его картины - настоящая ода жизни и ее радостям. "Морозный день" 1913 года - одновременно пейзаж и жанровая сцена. Тихий провинциальный городок - сани несутся по укутанной снегом улице, все деревья в инее, возница торопит лошадь, вдалеке - золотой купол церкви, а над всем - ликующее почти языческое солнце.
Залитый светом "Иней" из Русского музея Кустодиев писал из своей квартиры на Введенской улице на Петроградской стороне. На картине - фрагмент пейзажа, который был виден ему из окна. С 1921 года мастер не покидал пределы своего дома. Много путешествовавший в молодости, побывавший в пенсионерской поездке во Франции, Италии, Испании, Германии, теперь он был лишен так необходимой художнику зрительной "пищи".
"Масленица" Кустодиева - это почти театральная мизансцена, в которой автор смотрит на своих персонажей будто бы свысока. Этот прием часто использовал любимый художник Кустодиева Питер Брейгель-старший. "Зимний праздник" - картина звучащая: настолько сочно она выписана, что легко представить себе, как звенит колокольчик на тройке, как зазывалы зовут в балаган, как румяные дородные барышни посмеиваются, кутаясь в соболиные шубы.
Знаменитую "кустодиевскую барышню" здесь тоже представили. "Купчиха за чаем" - символ витальности, праздничности - постановочная пышногрудая дама, вокруг которой собирается невероятно вкусный натюрморт с самоваром и спелым арбузом.
Завершить просмотр предлагают знаменитым двухметровым портретом баса всея Руси Федора Шаляпина на фоне ярмарки. Картина требует долгого всматривания и любования деталями. Праздничные гулянья, непременная церковь, роскошная шуба, любимый бульдог певца. Кустодиев писал Шаляпина лежа в постели - с небольшого подготовительного эскиза. А уж сколько легенд сложено вокруг истории создания полотна. Бульдог был написан с пятой попытки, а на шкаф, на который тот пристально смотрел, пришлось посадить кошку. К слову, картину Шаляпин взял с собой в эмиграцию.
От серости, холода, голода и войны безусловный наследник Серебряного века Кустодиев бежал в патриархальную Русь своих картин.
Екатерина Проничева, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника:
- Выставка - ода любви любимому городу Суздалю. Совместная работа команды музея передает дух города, особую атмосферу русской старины, которую мы любим и которой хотим поделиться со всеми гостями.
АФИША
"Борис Кустодиев. Патриархальная Россия" открыта до 25 февраля 2025 года.