Штрафы для фур могут вырасти

Все владельцы большегрузов обязаны компенсировать вред, наносимый дорогам. За каждый километр, пройденный фурой массой более 12 тонн, нужно перечислять в госбюджет около 3 рублей, однако многие собственники считают, что им выгоднее заплатить штраф. Чтобы этого не происходило, правительство предложило увеличить санкцию за правонарушение с 5 до 20 тыс. рублей. Законопроект с соответствующими поправками в КоАП внесен в Госдуму.
Илья Наймушин/РИА Новости

Государственную систему взимания платы с большегрузных автомобилей за проезд по федеральным трассам запустили в 2015 году. Деньги, собранные с владельцев грузовиков по системе "Платон", идут на строительство и ремонт дорог. Сейчас в ней зарегистрировано почти 2 млн транспортных средств и более 850 тыс. грузоперевозчиков. Однако далеко не все предприниматели и компании соблюдают правила. По данным Ространснадзора, за последние три года количество нарушителей выросло на 47%. Когда грузовик проезжает за сутки более 800 км, его владельцу выгоднее заплатить штраф - если прошло менее 20 дней с вынесения постановления, его сумма составит 2,5 тыс. рублей. Проезд оплачивается по ставке 3,05 рубля за километр.

"В 2023 году рост случаев, при которых экономически выгоднее уплачивать штраф, чем вносить плату за пробег, составил 64% к значению за 2022 год", - говорится в пояснении к законопроекту. Авторы инициативы предложили увеличить штраф, предусмотренный ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП, с 5 до 20 тыс. рублей.

Повышение штрафов может негативно сказаться на работе и добросовестных грузоперевозчиков

Президент Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов, президент "АвтоГрузЭкс" Вадим Филатов назвал неоднозначным тезис о том, что компаниям выгоднее оплачивать штраф, чем вносить плату за пробег.

"Крупные грузовладельцы и перевозчики до сих пор сталкиваются со сбоями в работе системы взимания платы "Платон". Оборудование (рамки, камеры) некорректно определяет работу бортового устройства, в результате чего компании получают необоснованные штрафы", - отметил он.

Филатов считает, что повышение штрафов приведет к существенному увеличению финансовой и юридической нагрузки на добросовестных перевозчиков, которые будут вынуждены сначала оплачивать их, а затем оспаривать в судебном порядке. Президент "ИТЕКО" Евгений Бабаев тоже считает, что штрафы можно повышать только после того, как будут устранены сбои в работе ГЛОНАСС.

"Наша организация постоянно получает такие штрафы, хотя мы оплачиваем весь пройденный маршрут. В противном случае повышение штрафа приведет к существенным убыткам добросовестных перевозчиков", - подчеркнул он.