Как инновации помогают в реабилитации детей

Всесезонная лыжня, которая эффектно смотрится в любое время года, фрукты, превращающиеся в музыкальные инструменты, интерактивные сырники… Все это корреспонденты "РГ" обнаружили в 70 километрах от столицы, побывав в Центре реабилитации и образования № 7 департамента труда и социальной защиты населения Москвы, где каждый год проходят обучение порядка 1600 детей с особенностями здоровья.
VR-очки, которые учат детей убирать за собой в квартире - мыть посуду, складывать одежду, заправлять кровать.
VR-очки, которые учат детей убирать за собой в квартире - мыть посуду, складывать одежду, заправлять кровать. / Сергей Куксин

Сюда, на берег Истринского водохранилища, приезжают на курс реабилитации московские школьники. Заболевания у них разные - сахарный диабет, астма, опорно-двигательные нарушения, детский церебральный паралич, эндокринные, сердечно-сосудистые… В течение 24 дней, которые они проводят здесь, ребята продолжают учиться как в обычной школе - все классы оборудованы по стандартам Московской электронной школы. Но главное - успевают понять, что несмотря на инвалидность, они могут делать почти все, что доступно здоровым людям.

Вот третьеклассники вышли на урок физкультуры. Проходит он на всесезонной лыжной трассе "Сноупласт". Скользить по ней легко в любую погоду - от минус 40 до плюс 40. "Лучшее средство реабилитации для ребят с ДЦП - кататься на ней любят все ученики от 6 до 18 лет", - рассказала замдиректора по учебно-воспитательной работе Инга Рибелка. Реабилитологи из других регионов, которые приезжают увидеть новинку, удивляются ее простоте - для работы не нужно даже электричества.

С детьми надо говорить на их языке и лучше всего с помощью технологий

Заходим в один из корпусов, где расположены столовая и спортзал. Удивляет крик птиц в помещении. Оказывается, это специальная технология, которая позволяет детям лучше узнать голоса местных обитателей. В одном коридоре крякают утки, в другом поют журавли. Технологии проявляют себя даже в столовой. Здесь как по волшебству на столах появляются мультяшные тарелки, к которым подвозит на паровозике дымящиеся сырники белый медвежонок. Это ролик, придуманный педагогами центра. Пока дети увлеченно рассматривают его, перед ними появляются настоящие сырники. Точно так же их приучают к рыбному супу. Сначала покажут, как мишки ловят рыбу, разделывают ее, готовят уху… И только потом перед ребенком появится тарелка с супом. "Специалисты - учителя, физиотерапевты, педиатры, соцработники, инструкторы ЛФК, психологи и другие - понимают, что с детьми надо говорить на их языке и лучше всего с помощью технологий, к которым они привязаны", - объясняет Инга Рибелка.

Приобщают к технологиям и родителей, которые приезжают в гости к детям. Они могут навести планшет на каждое здание и с помощью специальной программы посмотреть, как все устроено внутри учебного корпуса или спальни детей. Для полной картины полутораметровый робот Маша расскажет так же о жизни центра.

Чудеса техники и на этом не кончаются. Взяв со стола одну из детских книг, можно открыть ее на любой странице и на планшете запустится советский мультик, снятый по книжке. Он тоже необычный - всех героев и даже звуки озвучивают дети. "Дополненная реальность помогает ребятам эмоционально пережить любое произведение. Просто читать книги им скучно, гораздо интереснее знакомиться с произведением, вживаясь в роли. Например, в первом классе мальчишки и девчонки озвучивают главных героев "Гадкого утенка", а одиннадцатиклассники - "Простоквашино", - рассказала Инга Рибелка.

Больше всего любят ребята урок информатики. Охотно программируют роботов, например, собаку, которая умеет двигаться по заданной траектории. Управляют техникой с помощью силы мысли, надев на голову нейрообруч. Одиннадцатиклассница Татьяна призналась, что она гуманитарий, а программированием заинтересовалась в центре: "Я собираюсь поступить в МГУ на политолога, но, возможно, новый навык в жизни пригодится". Рядом Ларион в VR-очках прогуливается по Третьяковской галерее - слушает рассказ про русского живописца Ивана Шишкина, а затем неожиданно оказывается внутри одной из картин. "Я в лесу!" - восхищается парень.

В медицинском корпусе - зал ЛФК, массажный кабинет, бассейн, тренажеры и… VR-очки, которые помогают в виртуальной реальности пройти социально-бытовую адаптацию. Например, научиться убирать за собой в комнате - мыть посуду, заправлять кровать и пр.

Дополнительные занятия дети выбирают сами: адаптивная борьба, скандинавская ходьба, йога, хореография, актерское мастерство, ораторское искусство. "После курса реабилитации родителям очень нравится, что дети становятся самостоятельнее и за такой короткий промежуток времени привыкают жить без телефонов. Это очень важно - помочь им почувствовать, насколько многогранна жизнь и что каждый из них может найти в ней себя", - подчеркнула директор центра Светлана Войтас.